Цифровые технологии

В настоящее время практически у каждого человека есть хотя бы одно смарт-устройство: ТВ, телефон, наручные часы, компьютер, ноутбук, планшет, система «умный дом», «умная колонка». Все они создают постоянный эффект присутствия бурной жизни вокруг человека, повышают его социальную значимость. Благодаря этим новшествам в жизни сразу же появляется большое количество друзей и знакомых, событий, обучающих и оповещающих систем.

А что будет, если все гаджеты перестанут работать? Давайте представим, что все цифровые устройства внезапно перестали работать. Идеально если будет так — люди:
— выйдут на улицу,
— станут читать книги,
— будут больше общаться,
— займутся творчеством,
Наконец-то найдется время на себя, мужа, жену, ребенка, собаку / кошку, родителей. Свидания и встречи с друзьями в кафе будут проходить вживую: взгляды, улыбки, объятия, разговоры.

Однако чаще всего предстает иная картина, если нет интернета — человек испытывает массу негативных эмоций, нервничает, ждет, пытается его «добыть», будто от этого зависит жизнь или смерть.

Все так погружены в свои гаджеты, что не замечают смены времен года, успехов своего ребенка или наоборот его неудачу, отказываются от живого общения, предпочитая писать друг другу сообщения, находясь в соседних комнатах, не замечают вкуса еды и напитков. Всё потребляют и потребляют инфо-фастфуд, захламляя свою жизнь, мозг и память. Тратя драгоценные минуты на незначительные события в мире и нескончаемые потоки «весёленьких» видео.

А между тем, находясь в виртуальном мире мы теряем себя, своих друзей и близких. Жизнь проходит мимо. Давайте попробуем посмотреть на современный технологичный, цифровизованный, наполненный гаджетами мир со стороны. Как он влияет на отношения, детей, их воспитание и обучение, работу человека, мозг людей.

Виртуальное и реальное общение

Люди стали забывать, как это общаться с живыми, реальными друзьями, проводить вечер за чаем, чтением книг, рассказами, играми в настольные и спортивные игры. Все чаще и чаще встречи с друзьями проходят онлайн, вместо общения отправляются смешные видео и картинки. Находят в сети «новых друзей» и играют с ними в видео-игры, общаясь в это время в голосовых чатах. Считая это отличным вариантом — удобно, нет необходимости выходить из дома, одеваться, испытывать дискомфорт, следить за своими манерами, красиво одеваться, накрывать и потом убирать со стола, наводить порядок и чистоту в доме, никто не видит твоего выражения лица. А потом оказывается, что в самый трудный момент эти «друзья» никак и ничем не помогут, а со старыми офлайн друзьями связи уже не такие крепкие, мало общего и стыдно попросить о помощи...

Даже при живой встрече у всех лежат смартфоны на столах или постоянно оповещают «умные» часы. Так важно не пропустить новую публикацию в Соцсети, еще одну новость, звонок или сообщение, из-за этого нет возможности расслабиться и быть в моменте, получить удовольствие от живого общения. Поэтому становится неинтересно и скучно тем, кто рядом. И в конечном счете все зависают в своих смартфонах.

На свиданиях в кафе чаще и чаще можно увидеть следующую картину. Мужчина и женщина приходят, присаживаются за столик, изучают меню, делают заказ, перекидываются парой фраз. И... тадам! — каждый берет свой смартфон и листает ленту, не отрываясь от экранов своих устройств даже во время употребления пищи.

Из-за того, что есть возможность постоянно быть на связи, при встрече с родителями / детьми нет тем для разговоров. Пропадает всякий интерес, спросить не о чем, незачем узнавать как прошел день, неделя, месяц (уже всё знаешь из ежедневного телефонного общения). Из-за этого всё общение сводится к перемалыванию старых тем или того хуже, перемыванию косточек кому-нибудь. Нет эмоций и действительно увлекательных событий к моменту встречи, о которых бы родные и близкие люди не знали. А ведь как было интересно раньше, встречи были редкими и душевными. Столько всего можно было показать и рассказать:
— как съездили в отпуск и там Колю покатали на настоящем верблюде, а Машенька набрала столько камешков и стекляшек, что чемодан еле выдержал это,
— а еще планируем сделать ремонт в детской, обои будут синими в белое облачко,
— Муся родила 6 котят, все такие милые, еле раздали, ни с одним не хотели расставаться,
— Маша теперь ходит в школу искусств на рисование, делает успехи, мы привезли вам один из шедевров.

Что с этим можно сделать, как наладить живое общение?
Начать разговаривать живьем (без гаджетов) с теми, с кем дорого живое общение. Проговорить вслух свое желание сократить виртуальные встречи. Скорее всего такое желание вызовет у родных и близких людей массу негативных эмоций и аргументов против. Чтобы суметь отстоять свое желание жить настоящей жизнью, а не виртуальной, можно предпринять следующие шаги:
— делать акцент на положительных моментах, чувствах от живых встреч,
— предложить сходить на выставку, концерт, мероприятие, чтобы появилось больше совместных воспоминаний,
— предложить встретиться, чтобы обсудить какую-то книгу, цикл передач,
— устроить совместный пикник,
— условиться, что при любой встрече в кафе или ресторане платит за всю компанию тот, кто первым достанет телефон (и выполнить это),
— сходить вместе в СПА,
— посетить дружной компанией мастер-класс,
— совместно приготовить обед, завтрак, ужин,
— устроить совместные чтения, например выбрать пьесу и распределить роли, читать с выражением и эмоциями, возможно даже организовав небольшое представление в кругу друзей и знакомых.

Зависимость ребенка от гаджетов

Начнем со взрослых — родителей. Ведь именно они воспитывают детей, позволяют им использовать современные цифровые устройства практически в неограниченном объеме. Сами родители также не редко имеют зависимость от смартфона. Рассмотрим пример.

Гуляет мама с дочерью 4-х лет в солнечный летний день на детской площадке. Дочь сама по себе в стороне, где-то подралась с мальчишкой, где-то коленку содрала, а ещё сплела чудесный венок из одуванчиков для любимой мамочки. Чем всё это время была занята мама — листала бесконечные ленты в соцсетях и общалась с подружками и родительницами в чатиках. Мама, заметив что уже очень много времени, позвала дочь и они отправились домой. По дороге девочка увлеченно пыталась рассказать что-то любимой маме, но безуспешно, её никто не слушал. Затем радостно подарила, сплетенный венок, на что получила лишь реплику — «Ага». Всё это время мама так и не оторвала взгляд от своего чудесного смартфона. При этом незамеченными остались не только венок, но и ссора с мальчиком, и содранная коленка. А в конечном счете, незамеченной осталась вроде как любимая дочка. А любимая ли? — возникает в этот момент вопрос.

К сожалению из-за такой зависимости ребенок едва ли может достучаться до родителей, показать как он может, чему научился, какой венок сплел. Родителям с зависимостью от телефонов дети не интересны.

Мобильный телефон, который находится постоянно рядом с родителями / бабушками-дедушками снижает концентрацию внимания на взаимодействии с ребенком, к его потребностям, примерно на четверть.

Какие последствия отсутствия интереса к своему ребенку могут возникнуть? Их много, приведем лишь некоторые из них. Ребенок:
— замкнется в себе и больше не станет делиться своими эмоциями и достижениями,
— перестанет чему-то учиться, так как обычно родители в общении дают самые важные навыки и влияют на дальнейшее развитие,
— ему станет неинтересно чего-то достигать, ведь не для кого,
— научится отмахиваться от ваших просьб,
— станет неуправляем,
— попадет в дурную компанию, научится всему плохому, ведь его не учат самые близкие,
— в старости к родителям вернется тоже поведение, они будут ребенку неинтересны,
— пожилых родителей о их проблемах будут выслушивать вполуха.

Взрослые постоянно забывают (или не знают), что ребенок в первую очередь учится манере поведения и буквально считывает модель в семье. И только потом он идет в социум и там на него уже влияет среда, которая будет окружать в течение жизни.

Как работает у детей получение знаний в раннем возрасте, в дошкольный период и как влияют гаджеты на детей? Разберем подробнее.
Ребёнок учится новому, получает базовые знания только благодаря наблюдениям и повторениям — увидел, услышал, потрогал, попробовал. Получая опыт он стремится его повторить или попробовать что-то новое. И словно маленький ученый постоянно совершает открытия. В это время у ребенка развивается моторика, основа движений. Благодаря чему, становясь взрослыми, люди выполняют автоматически многие механические действия: взять в руку яйцо, ручку, как сидеть, ходить, присесть. При этом не затрачивая на них ресурсы мозга.

Из-за использования с младенчества цифровых устройств у ребенка исчезает эта возможность, мир становится плоским, как экран, отсутствует взаимодействие с реальным миром. Дети, которые не получили опыт реального мира, не знают как он устроен. Из-за практически постоянного нахождения в гаджетах они часто не понимают почему нельзя увеличить рыбку в аквариуме. Почему предметы вместо того, чтобы пролететь, падают и разбиваются о землю.

Речевой навык вырабатывается у ребенка только при чтении ему в слух книг и общении с окружающими. Ни телевизор, ни планшет, ни компьютер не помогут в этом. Из цифровых устройств ребенок слышит речь, но она не соответствует контексту происходящего здесь и сейчас. Да он будет запоминать слова, но они не будут иметь для него никакого значения, не будет эмоциональной привязанности, которая очень важна для обучения новым навыкам.

Чем больше ребенок проводит у телевизора и других устройств, тем хуже его развитие и его когнитивные способности.
1) Если ребенок проводит более 3 часов перед телевизором в первые 2 года своей жизни (даже если он включен в соседней комнате или там включена «просто музыка»), его когнитивные способности в 3 года будут гораздо ниже чем у детей, которые общались, играли, изучали мир без телевизионного воздействия.
2) При просмотре телевизора в 3-х летнем возрасте (контент не имеет значения, не важно мультики он будет смотреть и клипы с музыкой), первые негативные последствия можно будет увидеть уже в 5 лет. Показатели развития и успеваемости ребенка будут ниже, чем у детей при нормальном развитии без телевизора.

Дети, которые смотрят телевизор более 3-х часов в день:
— имеют менее реалистичное представление о предметах,
— их рисунки будут гораздо хуже, чем у детей, которые смотрят его менее 1-го часа в день,
— им тяжелее учиться и усваивать информацию,
— у них ниже успеваемость в школе,
— среди них больше процент не получивших аттестат о среднем образовании и закончивших университет.

Игровые приставки, компьютерные игры и видеоигры наряду с ТВ негативно влияют на развитие мозга ребенка. Помимо всех, уже перечисленных, последствий от просмотра телевизора, у ребенка снижаются когнитивные способности и ухудшаются способности к чтению и письму. А также он:
— становится неуправляемым и агрессивным,
— не умеет справляться со своими эмоциями,
— постоянно устраивает истерики,
— не умеет коммуницировать со сверстниками без агрессии и слез,
— не умеет договариваться, делиться, сопереживать,
— не может внимательно слушать и сконцентрировать свое внимание на чем-то одном (постоянно переключается),
— не может подождать что-нибудь (требует выдать или сделать немедленно).

Родителям важно помнить, когда они собираются выдать гаджет своему ребенку впервые в его жизни, что играть и взаимодействовать с цифровыми устройствами можно научить и 80-летнего. Это очень простые действия, не требующие усилий. А недополученные знания в первые годы жизни уже не восполнятся никогда. А между прочим в результате этого сильно возрастает риск развития ранней деменции.

Чтобы ребенок гармонично развивался и обучался необходимо:
— живое общение с родителями,
— соблюдение режима сна,
— умеренные спортивные нагрузки,
— правильное питание,
— пример правильных привычек и поведения родителей / бабушек / дедушек / в целом окружения,
— игрушки с тактильными и визуальными функциями, согласно возрасту*,
— исключить или минимизировать присутствие гаджетов, ТВ, видео и компьютерных игр.

Так же положительно на развитии ребенка скажутся занятия:
— музыкой,
— танцами,
— пением,
— иностранными языками,
— рисованием,
— лепкой,
— вышиванием,
— плетением,
— каллиграфией,
— домашним огородом, например на балконе,
— ежедневная сервировка дома поможет развить вкус и эстетическое понимание, познакомиться с гармоничными сочетаниями оттенков, соблюдать порядок, быть аккуратным.
Еще в занятия с ребенком можно включить посещение:
— выставок,
— концертов классической музыки для детей,
— театров с постановками для детей,
— музеев,
— мастер-классов, например, кулинарных,
— современных детских библиотек, тем более сейчас это вполне себе интересные и атмосферные места, а не просто читальные залы. Чаще всего в помещениях можно увидеть современные интерьеры, красивые цветы, удобные диванчики и стулья, и даже фонтаны. Также можно найти в библиотеке детские кружки, мероприятия, игры и выставки.

*Примерные списки игрушек, которые могут понадобиться для развития ребенка от 0 до 5 лет. Они могут быть и другими, в зависимости от потребностей ребенка. Чтобы подобрать необходимые игрушки индивидуально, можно проконсультироваться с детским психологом или нейропсихологом.
Что еще важно. Не нужно использовать большое количество удобных приспособлений для родителей с точки зрения безопасности, ребенок не должен быть всё время в зафиксированном состоянии, он учится двигаться, переворачиваться. Также не стоит помогать ему совершать какие-либо движения, он должен сам научиться всем паттернам движений. Исключение — дети с нарушением развития.

Как обустроить хранение игрушек в детской комнате, чтобы в ней был порядок, можно прочитать в статьях:

    Современные технологии в образовании

    Перейдем к более старшему возрасту. Школьники и студенты.
    В школах, университетах и других образовательных учреждениях всё больше внедряют цифровые технологии, удаленный формат обучения. Выглядит со стороны всё чудесно и прекрасно, ребенок же должен быть современным и знать как работать с компьютером, да и обучение так происходит проще и быстрее, вроде бы...

    Однако всё не столь прекрасно, массовое использование с малого возраста планшетов, смартфонов, компьютеров вместо правильного обучения ребёнка базовым тактильным, обонятельным, вкусовым, эмоциональным и двигательным процессам может привести к следующему:
    — страдают мышцы,
    — снижено или практически потеряно зрение,
    — низкий иммунитет,
    — нарушена осанка,
    — нарушено психо-эмоциональное состояние,
    — отсутствует эмоциональный интеллект,
    — страдают внутренние органы,
    — нанесен непоправимый ущерб мозгу — ребенок не получил фундамент, на котором строится здание из знаний на протяжении последующей жизни. Из-за этого ребенок хуже развивается, снижаются его когнитивные способности и память.

    Считается, что смартфоны, компьютеры и планшеты помогают в обучении, делают его лучше. Дети и взрослые становятся умнее, находят больше полезной информации и лучше усваивают знания. Однако все в точности до наоборот:
    — снижается уровень концентрации,
    — ребенок постоянно отвлекается от процесса обучения (вне зависимости от возраста),
    — информация не запоминается,
    — развивается дефицит внимания,
    — успеваемость снижается,
    — много времени тратится впустую.

    Почему это происходит и к чему приводит использование компьютеров / ноутбуков / планшетов в школе / университете:
    — четверть времени от лекции / урока тратится на посторонние вещи (социальные сети, онлайн-покупки, общение в чатах, игры, чтение новостей),
    — написание с клавиатуры снижает запоминание информации,
    — упрощается процесс начертания чертежей (снижается пространственное и логическое мышление).
    При полном исключении цифровых гаджетов из обучающего процесса успеваемость улучшится уже через год, и будет повышаться из года в год.

    Поэтому лучшим выбором для процесса обучения были и остаются бумажные носители — книги, журналы, методические пособия, тетрадь, альбом, ручка, карандаш, линейка. Как влияет на мозг чтение бумажных книг можно узнать здесь:
    Даже если в школе не используют цифровые гаджеты для обучения, обычные смартфоны, которые есть у каждого подростка, также вносят свой «вклад» в их развитие. Снижается способность к обучению, ухудшается успеваемость, повышается чувство тревожности. Из-за низкой успеваемости возникает неудовлетворенность жизнью. А низкая успеваемость в свою очередь возникает из-за отвлечения на смартфон. Из-за неудовлетворенности жизнью подростки часто целиком погружаются в свою виртуальную жизнь.

    Почему важно получать базовые навыки и учиться в школе и университете без отвлекающих факторов? Всё просто: чем лучше работал мозг в детстве и юности, чем больше нейронных связей образовалось в мозге, чем больше было получено знаний, тем медленнее будет процесс старения мозга, позже приход к деменции, снижен риск болезни Альцгеймера, Паркинсона и других дегенеративных изменений мозга.

    Влияние гаджетов на здоровье человека

    Начнем с мозга, ведь от его здоровья зависит качество жизни и здоровье в целом.

    Гаджеты — это костыль для мозга. Чтобы было понятнее, рассмотрим простой пример. Человек ломает ногу, ему накладывают гипс, он ходит несколько месяцев с помощью костыля, не опираясь на поврежденную конечность. Что происходит в это время: мышцы перестают работать правильно, теряют тонус и силу. И именно поэтому их приходится потом заново разрабатывать и обучать движению. А представьте, что будет через год-два-десять, если продолжать опираться на костыль. Мышцы ноги полностью атрофируются и человек больше не сможет ходить без костыля.

    Тоже самое происходит и с мозгом. Вместо того, чтобы запоминать и анализировать информацию люди просто обращаются к поисковику, электронным источникам, написанию и созданию нового с помощью искусственного интеллекта. В это время мозг перестает упражняться, теряет свою эластичность и силу, становится дряблым и недееспособным. Другими словами, автоматизируя и ускоряя свой умственный процесс, процесс получения информации или рабочей деятельности, человек со временем получает негативный спецэффект. И уже без этих приспособлений и технологий сам ничего сделать не сможет (не сможет в уме посчитать, что-то вспомнить, сообразить, придумать и так далее).

    Лучшим же подарком для мозга будет — постоянная тренировка. Чтобы сохранить его здоровье, необходимо регулярно выполнять простые, но очень важные действия. Что конкретно нужно предпринять для молодости и здоровья мозга можно прочитать в статье (ссылочка на нее ниже).
    Про влияние мобильных телефонов на детей и подростков всё ясно — оно негативное. Казалось бы, взрослым то можно, им же ничего не угрожает, они ведь уже всему обучились, развитие и мышление в порядке. Но нет, у взрослых использование мобильных телефонов (умных часов) и постоянное их нахождение перед глазами:
    — снижает уровень внимания и концентрации,
    — человек постоянно отвлекается на телефон,
    — приходится подавлять желание посмотреть, а не пришло ли на него сообщение, нет ли чего нового и интересного,
    — подавление желания требует дополнительных умственных усилий.
    Например: работает молодой человек, закончивший 11 классов и он отвлекся на телефон, его работоспособность мозга, уровень концентрации и способности применять знания падает до уровня ученика 8-го класса.

    Несколько вариантов как помочь себе не отвлекаться:
    — убирать телефон в сумку, отключив звук и вибро-звонок,
    — по возможности располагать телефон в соседней комнате, также без звука,
    — просматривать сообщения и звонки только в одно время (утром и / или вечером), а не в течение всего дня.

    Если рабочий процесс предполагает постоянное или периодическое обращение к телефону:
    — на нем необходимо отключить все чаты, соцсети и уведомления, которые не относятся к работе,
    — убрать его из поля зрения, чтобы глаз «не цеплялся» за него снова и снова, а мозг не заставлял ожидать и совершать ненужные действия.

    Как цифровые гаджеты, игры на компьютере и постоянное нахождение перед ним, влияют на здоровье взрослого человека:

    1. Ухудшается осанка
    Человек не замечает положения своего тела, пока погружен в гаджет.

    2. Зажимы в позвоночнике
    Появляются зажимы в области шеи, позвоночника, в мышцах. Так происходит из-за неверного положения тела и постоянного напряжения.

    3. Нарушается сон
    Свет от экранов перевозбуждает нервную систему и мозг. В результате тяжело уснуть. Поэтому отключать все устройства, в том числе и телевизор рекомендуется за 2 часа до отхода ко сну.

    4. Возрастает тревожность
    (постоянное состояние ожидания держит в тонусе всю нервную систему, отвлекая внимание с важных дел на экран телефона, что вызывает стресс),

    5. Ухудшается зрение
    От долгого напряжения глазных мышц они устают, а если еще не делать упражнения и не питать их витаминами, с годами зрение может серьезно ухудшиться.

    6. Страдают суставы рук
    Отсутствие физиологичных движений, упражнений, разминок, отдыха негативно сказываются на их состоянии. Зато монотонные микро-движения постепенно разрушают суставы.

    7. Преждевременное старение
    Появляются преждевременные морщинки и другие признаки старения. Наклон шеи, опущенная вниз голова формируют ненужные заломы и обвисание кожи.

    8. Ухудшается состояние ЖКТ
    Пища во время просмотра телевизора / планшета / телефона / компьютера пережевывается неправильно или не пережевывается вовсе.

    9. Ожирение
    Увеличивается риск возникновения ожирения. Во-первых, отсутствует движение, ведь практически все потребности в нем можно закрыть виртуально,
    Во-вторых, при употреблении пищи вместе с каким-нибудь цифровым устройством (фоном или при активном участии, например, просмотре новостной ленты), есть большой риск переедания, так как человек не чувствует насыщения.

    10. Появляется зависимость
    Со временем возникает зависимость от устройств и социальных сетей.

    11. Стресс и депрессия
    Возрастает стресс и депрессивные состояния.

    12. Мозг стареет быстрее
    Как уже, было описано выше, работа мозга с каждым днём становится всё хуже:
    — снижается уровень концентрации и внимания,
    — ухудшается память,
    — запускается процесс старения мозга,
    — увеличивается вероятность различных видов деменции в более раннем возрасте.

    13. Время
    Самый большой и жирный минус — теряется масса времени, которое можно было бы потратить на:
    — построение отношений,
    — сохранение своего здоровья и красоты,
    — саморазвитие,
    — хобби и творчество,
    — чтение книг,
    — прогулки,
    — спорт,
    — массаж,
    — полноценный отдых,
    — обустройство дома и дачи,
    — игры с детьми,
    — наведение порядка.

    Увы, выводы о влиянии цифровых технологий на человека напрашиваются сами по себе и довольно неутешительные. Но, к счастью, в силах каждого изменить эту тенденцию. Хотя бы в своей собственной жизни, в своей семье и своем окружении.
    Если Вам понравилась наша статья и Вы хотите поддержать проект Womlifeclub — это можно сделать с помощью формы, расположенной ниже.

    Оказание информационных услуг в сети интернет

    С этой статьей обычно читают: