Какие последствия отсутствия интереса к своему ребенку могут возникнуть? Их много, приведем лишь некоторые из них. Ребенок:
— замкнется в себе и больше не станет делиться своими эмоциями и достижениями,
— перестанет чему-то учиться, так как обычно родители в общении дают самые важные навыки и влияют на дальнейшее развитие,
— ему станет неинтересно чего-то достигать, ведь не для кого,
— научится отмахиваться от ваших просьб,
— станет неуправляем,
— попадет в дурную компанию, научится всему плохому, ведь его не учат самые близкие,
— в старости к родителям вернется тоже поведение, они будут ребенку неинтересны,
— пожилых родителей о их проблемах будут выслушивать вполуха.
Взрослые постоянно забывают (или не знают), что ребенок в первую очередь учится манере поведения и буквально считывает модель в семье. И только потом он идет в социум и там на него уже влияет среда, которая будет окружать в течение жизни.
Как работает у детей получение знаний в раннем возрасте, в дошкольный период и как влияют гаджеты на детей? Разберем подробнее.
Ребёнок учится новому, получает базовые знания только благодаря наблюдениям и повторениям — увидел, услышал, потрогал, попробовал. Получая опыт он стремится его повторить или попробовать что-то новое. И словно маленький ученый постоянно совершает открытия. В это время у ребенка развивается моторика, основа движений. Благодаря чему, становясь взрослыми, люди выполняют автоматически многие механические действия: взять в руку яйцо, ручку, как сидеть, ходить, присесть. При этом не затрачивая на них ресурсы мозга.
Из-за использования с младенчества цифровых устройств у ребенка исчезает эта возможность, мир становится плоским, как экран, отсутствует взаимодействие с реальным миром. Дети, которые не получили опыт реального мира, не знают как он устроен. Из-за практически постоянного нахождения в гаджетах они часто не понимают почему нельзя увеличить рыбку в аквариуме. Почему предметы вместо того, чтобы пролететь, падают и разбиваются о землю.
Речевой навык вырабатывается у ребенка только при чтении ему в слух книг и общении с окружающими. Ни телевизор, ни планшет, ни компьютер не помогут в этом. Из цифровых устройств ребенок слышит речь, но она не соответствует контексту происходящего здесь и сейчас. Да он будет запоминать слова, но они не будут иметь для него никакого значения, не будет эмоциональной привязанности, которая очень важна для обучения новым навыкам.
Чем больше ребенок проводит у телевизора и других устройств, тем хуже его развитие и его когнитивные способности.
1) Если ребенок проводит более 3 часов перед телевизором в первые 2 года своей жизни (даже если он включен в соседней комнате или там включена «просто музыка»), его когнитивные способности в 3 года будут гораздо ниже чем у детей, которые общались, играли, изучали мир без телевизионного воздействия.
2) При просмотре телевизора в 3-х летнем возрасте (контент не имеет значения, не важно мультики он будет смотреть и клипы с музыкой), первые негативные последствия можно будет увидеть уже в 5 лет. Показатели развития и успеваемости ребенка будут ниже, чем у детей при нормальном развитии без телевизора.
Дети, которые смотрят телевизор более 3-х часов в день:
— имеют менее реалистичное представление о предметах,
— их рисунки будут гораздо хуже, чем у детей, которые смотрят его менее 1-го часа в день,
— им тяжелее учиться и усваивать информацию,
— у них ниже успеваемость в школе,
— среди них больше процент не получивших аттестат о среднем образовании и закончивших университет.
Игровые приставки, компьютерные игры и видеоигры наряду с ТВ негативно влияют на развитие мозга ребенка. Помимо всех, уже перечисленных, последствий от просмотра телевизора, у ребенка снижаются когнитивные способности и ухудшаются способности к чтению и письму. А также он:
— становится неуправляемым и агрессивным,
— не умеет справляться со своими эмоциями,
— постоянно устраивает истерики,
— не умеет коммуницировать со сверстниками без агрессии и слез,
— не умеет договариваться, делиться, сопереживать,
— не может внимательно слушать и сконцентрировать свое внимание на чем-то одном (постоянно переключается),
— не может подождать что-нибудь (требует выдать или сделать немедленно).
Родителям важно помнить, когда они собираются выдать гаджет своему ребенку впервые в его жизни, что играть и взаимодействовать с цифровыми устройствами можно научить и 80-летнего. Это очень простые действия, не требующие усилий. А недополученные знания в первые годы жизни уже не восполнятся никогда. А между прочим в результате этого сильно возрастает риск развития ранней деменции.
Чтобы ребенок гармонично развивался и обучался необходимо:
— живое общение с родителями,
— соблюдение режима сна,
— умеренные спортивные нагрузки,
— правильное питание,
— пример правильных привычек и поведения родителей / бабушек / дедушек / в целом окружения,
— игрушки с тактильными и визуальными функциями, согласно возрасту*,
— исключить или минимизировать присутствие гаджетов, ТВ, видео и компьютерных игр.
Так же положительно на развитии ребенка скажутся занятия:
— музыкой,
— танцами,
— пением,
— иностранными языками,
— рисованием,
— лепкой,
— вышиванием,
— плетением,
— каллиграфией,
— домашним огородом, например на балконе,
— ежедневная сервировка дома поможет развить вкус и эстетическое понимание, познакомиться с гармоничными сочетаниями оттенков, соблюдать порядок, быть аккуратным.