1. Глобальное расхламление дома может ввести в ужас мозг, поэтому лучше разделить его на небольшие действия. Здесь можно применить тот же принцип, что применяется при постановке рабочей задачи — «съесть слона по кусочкам». Тогда создание порядка в доме сдвинется с мертвой точки и будет продвигаться планомерно, без паники и страха перед огромным объемом. Всё преодолимо;)))
Необходимо сесть и расписать все действия, которые необходимо сделать, чтобы завершить поставленную задачу. В том числе и небольшие, которые кажутся незначительными. Важно определять для каждого действия сроки исполнения, в которые хотелось бы уложиться. Сроки необходимо ставить реальные, чтобы не пришлось их переносить или расстраиваться, отказывать себе в отдыхе. Не нужно пытаться объять необъятное.
Для начала нужно определиться, как расхламлять дом — по комнатам или поэтапно во всем доме. Как удобнее:
— по комнатам. Необходимо учитывать, что наведение порядка в комнате затронет каждый ее уголок и будет считаться завершенным, когда у каждой вещи будет свое постоянное место,
— поэтапно во всем доме. Такой тип наведения порядка подразумевает под собой проведение всех этапов расхламления по очереди, но во всех помещениях в один промежуток времени. Например, вынуть и выбросить весь мусор нужно будет не в отдельно взятой комнате, а пройти по всем помещениям. Затем следующий этап, так же одновременно по всем комнатам.
Первый вариант более щадящий и удобный. Проще навести порядок в одной комнате от основания и до завершения, а затем двигаться к следующей. Так сократится количество возможных ошибок. Да и к тому же от комнаты к комнате, с накоплением опыта, какие-то этапы будут производиться быстрее. Более подробно о том, как навести порядок в каждой комнате, далее в статье.
Каждый выполненный пункт из списка необходимо вычеркивать, чтобы видеть прогресс в проделанной работе и хотелось продолжить начатое.
2. Хорошо, допустим, нужно расписать свои действия по расхламлению дома. А откуда узнать, вообще, и как понять, что и как хочется? Все очень просто, можно просматривать журналы по решениям в интерьере, находить вдохновляющие примеры в Pinterеst и на сайтах дизайнеров интерьеров, магазинов с товарами для дома (для специализированных магазинов часто производится профессиональная съемка интерьеров с их товарами). Когда наберется необходимый объем информации в виде изображений из разных источников, станет понятно:
— что из собранных идей подходит для дома,
— что хотелось бы, но никак не вписывается в интерьер по габаритам, цвету, форме,
— что когда-то казалось самым лучшим (увиденное в гостях), но потеряло свою актуальность.
Начать подбор изображений для вдохновения можно с нашей статьи (на отдельных страницах по комнатам размещены подборки фотографий, ссылки на них расположены ниже).
После такого отбора идей, по каждой комнате, можно приступать к подбору всего необходимого для наведения порядка в комнате — органайзеров, полочек, ящиков, стеллажей, коробок. Но при этом не забывая про предварительные замеры, дабы избежать казусов с размерами. Параллельно этому процессу проводить «генеральную уборку» пространства, освобождая его от лишнего, всего того, чему не место в доме.
3. «Вот выделю выходной и займусь наведением порядка, распишу себе каждый час». Не нужно так делать. Лучше в ежедневном режиме выделить небольшое количество времени для выполнения каких-то действий, желательно в одно и то же время. Вне зависимости от помещения, над которым ведется работа в данный момент. Например, в ежедневнике отмечать — «уборка с 20.00 до 20.15»:
— протереть пыль с поверхностей,
— разобрать белье, разложить по полочкам.
На следующий день сюда могут входить другие действия.
Небольшие периоды времени практически незаметны в физическом плане — нет усталости. Одновременно появляется определенный, четкий порядок во времени, который становится одной из точек опоры в повседневной жизни. Порядок во времени не только помогает навести порядок в доме, но и в жизни.
Все остальные действия стоит расписывать на день по пунктам, и затем вычеркивать каждый выполненный. Если что-то останется не выполненным, ничего страшного, нужно просто перенести их на другой день. Так появится чувство удовлетворения своей работой, ощущение ценности проделанной работы, а не «просто немного прибралась, что тут такого».
4. При подготовке комнаты к «заселению» новыми жильцами, освобождению от ненужного, старого и сломанного необходимо учесть несколько нюансов.
Чтобы было проще сортировать вещи, необходимо выделить 3 короба / корзины / пакета:
— выбросить,
— отдать / продать,
— оставить.
1) В первую группу входят вещи: сломанные, порванные, растянутые, протертые, с пятнами, в катышках, оплавившиеся, погнувшиеся, не подлежащие восстановлению и замене частей.
2) Во вторую — вещи, которые не потеряли свой функционал, внешний вид, но по каким-то причинам уже давно не используются или не использовались никогда. Вещью иногда не пользуются, она лежит без дела и даже в невскрытой коробке, просто потому что:
— подарили, не спросив,
— подарили на работе,
— куплено по большой распродаже,
— отдавали родные или друзья, неудобно было отказать,
и другие случаи.
Поэтому с такими вещами лучше распрощаться, отдав или продав их тем, кому они нужны, где ими будут пользоваться.
3) В третьей группе находятся те вещи, которые полностью подходят под выбранную концепцию интерьера. Те, которые используются постоянно или периодически, будут использоваться в обозримом будущем. Так же в эту группу входят вещи, которые имеют особый эмоциональный окрас, являются частичкой жизни, к ним периодически возвращаешься. Их стоит оставить, даже если они не подходят под интерьер. Что с ними делать — просто отвести под них один из ящиков комода, шкафа, коробку.
Ещё могут понадобиться несколько коробов для хранения с окошком для надписи или клеящейся этикеткой. Они необходимы для тех вещей, которые не входят ни в одну из трех перечисленных групп. Это могут быть вещи, с которыми пока сложно расстаться. Например, потому что они могут быть использованы в течение года. Их необходимо положить в коробки для хранения, запланировать дату встречи с ними, написать ее на стикере и убрать на хранение. Если к моменту завершения периода этими вещами не воспользовались ни разу или они перестали быть значимы, их стоит отдать, продать или оставить еще на какое-то время.
5. В ежедневном режиме, вне зависимости от того, где сейчас наводится порядок, необходимо выполнять следующие вещи:
— с вечера мыть посуду, убирать ее на место, протирать кухонные поверхности, умывальник. Это:
- не займет много времени, зато утром сэкономит его,
- помогает сделать процесс приготовления завтрака и сам завтрак приятнее,
- повод похвалить себя — улучшится настроение,
- снижает вероятность разведения нежеланных домашних «питомцев»,
— вечером выбросить пищевые отходы. Минимизирует появление неприятных запахов на кухне к утру, которые могут испортить аппетит даже людям с самыми крепкими желудками. И снова — снижается риск разведения домашних «питомцев»,
— ставить и складывать все вещи на их существующие места, пока в процессе наведения порядка им не отведется новое. Для начала можно завести корзину, пройдясь с которой по дому, собрать все, что находится не на своих местах. Затем из корзины разложить вещи в нужные «ячейки» дома. Благодаря этому начнет вырабатываться привычка сразу и все складывать/ставить по своим местам.
К этому действу можно привлечь всех членов семьи, попросив их об этом. Только обязательно объяснив необходимость в ежедневном режиме собирать и раскладывать все, что они оставили не на своих местах. Если не выработать привычку у всей семьи, любой новый порядок быстро вернется в прежнее русло беспорядка.
6. Научиться себя хвалить и поощрять. Поставить себе ежедневные и еженедельные цели, выполняя которые можно похвалить себя и сделать для себя что-то приятное. Вместе с целями на неделю необходимо сразу придумать и награду, чтобы мотивация не была абстрактной, а имела вполне себе физическую реализацию. Например, если научусь ставить вещи по местам, не забывая о них, то в субботу схожу в СПА салон или позволю себе немного дольше поспать, полежать.
При невыполнении поставленной задачи награда не должна быть реализована. Если поставить цель, не выполнить свой личный KPI и получить вознаграждение, мотивации не будет никогда. Мозг уже будет знать — сделал или не сделал, все равно получишь то, что было обещано, зачем напрягаться.