Первым в мире хотел передать цвет через музыку и объединить все направления искусства в единое представление: архитектуру, живопись, музыку, пение, танец. С этого объединения по его мнению должна была начаться новая эпоха идеального мира. Его называли композитором-философом, новатором своего времени.
Родился будущий композитор в 1872 году, в дворянской семье. Отец его служил дипломатом в Константинополе, сына видел редко, мать умерла, когда ему был 1 год. Воспитывался бабушкой и тетей.
Первым учителем фортепиано стала его тетя, в 5 лет он исполнял несложные пьесы, на слух подбирал услышанную музыку. В 8 лет Александр Николаевич начал писать свою музыку.
В 1882 году его отправили учиться во Второй московский кадетский корпус в Лефортово. Здесь в 11 лет состоялось первое публичное выступление юного музыканта. Тут же состоялись и его первые композиторские опыты, большое влияние на творчество оказали произведения Шопена.
За год до окончания кадетского корпуса, в 1888 году Скрябин поступил в Московскую консерваторию по классу композиции и фортепиано, к этому моменту он написал уже около 70 музыкальных произведений.
С 1885 по 1889 годы он написал более 50 различных пьес, большинство из которых остались незавершенными.
В 1892 году он завершил обучение в консерватории, получив диплом как пианист, композиторский диплом получить не удалось в связи с творческим конфликтом с преподавателем гармонии. Его имя внесено в список на мраморной доске у входа в Малый зал Московской консерватории, так же он был награжден Малой золотой медалью.
Так как Скрябин был перфекционистом и много играл, у него развилось заболевание правой руки, поэтому чтобы продолжить выступать он написал «Прелюдию» и «Ноктюрн. Опус 9» для левой руки.
Душевное равновесие композитора так же пошатнулось, он все больше начал думать о жизни, религии и Боге, делая записи в своем дневнике. Однако он не оставил стремления к оздоровлению своей правой руки, выполнял рекомендации врачей, выполнял упражнения и разработал собственный комплекс для восстановления. Благодаря этому ему удалось восстановить подвижность правой кисти, но высокое техническое мастерство было утрачено.
Скрябин нашел выход из сложившейся ситуации, связанной с его правой рукой — стремился подчеркнуть самые незаметные нюансы произведений.
В 1894 году директор Московской консерватории и его преподаватель по классу фортепиано Василий Сафонов помог 22-летнему композитору организовать авторский концерт в Санкт-Петербурге. Здесь он познакомился с известным промышленником М. Беляевым, который увлекался музыкой, учредил премию Глинки, организовывал концерты. Беляев выпустил сборник произведений Скрябина, всего около 50 произведений: этюды, экспромты, мазурки, большую долю составляли прелюдии.
С тех пор Беляев поддерживал Александра Николаевича, был его меценатом, организовал большое турне по Европе. Европейская публика восхищалась его произведениями, отзывались о нем как о философе, исключительной личности, великолепном композиторе и пианисте.
В 1898 году Скрябин вернулся в Москву и закончил Третью сонату, начатую в Париже. В этом же году он стал профессором класса фортепиано Московской консерватории.
В 1900 году он закончил большое произведение для оркестра, нарушив классические каноны: вместо 4-х частей написал 6, в последней части поют солисты с хором. Закончил Вторую симфонию, которая вызвала спорную реакцию музыкального сообщества. Его произведения считались символистскими, мистическими, они полностью отражали идеи Серебряного века в музыке.
В 1903 году композитор начал работать над «Божественной поэмой» — Третьей симфонией. Она описывала развитие человеческого духа, состояла из 3-х частей: «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра». Премьера произведения состоялась в 1905 году в Париже, а 1906 году — в Санкт-Петербурге.
Третья симфония оказала невероятное впечатление на публику, ею восторгались, предваряла новую эру в искусстве.
С 1905 года он работал над «Поэмой экстаза», которая была навеяна идеями и духом революции, завершена в 1907. В это же время он давал много концертов, а в 1906 году уехал на гастроли в США на полгода — концерты проходили с большим успехом.
По возвращению в Россию в 1909 году Скрябина ждала настоящая слава, его произведения исполнялись на лучших площадках Столиц. Он отправился в турне по волжским городам, в это же время начал работу над симфонией «Мистерия», которую задумал еще в начале 1900-х.
В 1911 году Александр Николаевич написал одну из своих самых знаменитых симфоний «Прометей», в которой воплотил свое восприятие цвета через музыку. Этим произведением восхищались не только зрители, но и музыкальное сообщество, в том числе композитор С.В. Рахманинов.
Над симфонией «Мистерия» композитор работал более 10 лет, но ему так и не удалось ее завершить, так как давал много концертов, чтобы заработать на жизнь.
Умер А.Н. Скрябин в 1915 году в Москве, похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.