Русские композиторы классической музыки

Возможно классика сейчас не в моде, но ведь нельзя отрицать ее положительное влияние на человечество на протяжении многих столетий. Все приходящее, музыка — вечна.
Классическая музыка важна и полезна для человека, прежде всего для его здоровья — физического и душевного. Её прослушивание полезно не только детям, но и взрослым. Она действует наравне с антидепрессантами, улучшает работу головного мозга, снимает напряжение, нормализует биоритмы организма, аппетит и вес. Еще один неоспоримый плюс прослушивания классических произведений — у них нет побочных эффектов, в отличие от лекарственных препаратов. Подробнее о влиянии музыки и музыкотерапии, а также информация о музыкальной коррекции для детей.
Все подборки можно прослушать полностью на нашем сайте бесплатно и без рекламы, после авторизации. Без авторизации сервис Яндекс Музыка предоставляет прослушивание короткого отрывка произведения.
Почему именно русские классики? Русская классическая музыка так же многогранна, богата, сложна и одновременно проста, жива, как и великий русский язык. Произведения русских классиков нетленны и понятны любому человеку, потому что нацелены прежде всего на тонкие душевные настройки. Вместе с ней мы можем погрустить, получить заряд энергии, отдохнуть, привести мысли и душевные силы в порядок. Она понятна без слов и близка нам по духу.

На этой странице будут публиковаться музыкальные произведения русских композиторов из разных столетий, с разными настроениями и стилистиками.

Самый первый, кто приходит на ум, когда спрашивают о великом русском композиторе — Пётр Ильич Чайковский. Но мы начнем свою подборку с того, за чью одноактную оперу «Алеко» на экзамене Пётр Ильич поставил 5+++ и рекомендовал к постановке в Большом театре. Этот человек — Сергей Васильевич Рахманинов.

Сергей Васильевич Рахманинов

Рахманинов был вынужден иммигрировать в США после прихода к власти большевиков. Он не скрывал своей неприязни к текущему политическому строю на своей Родине, но оставался ей верен. Когда началась Великая Отечественная Война, без колебаний стал перечислять денежные средства в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР. На эти деньги в СССР был построен военный самолет.

Романсы

Денис Стельмах

Композитор и пианист, наш современник. Денис Стельмах родом из Архангельска. Первую композицию записал в 15 лет.
Первый альбом вышел в 2016 году. Сейчас их уже четыре.

Его музыка сочетает в себе несколько направлений и стилей, точно определить которые нельзя. Здесь и неоклассика, и эмбиент, и фортепьяно. Каждое произведение пронизано чувствами, рисует живые картины при прослушивании, полностью погружает в себя, оторваться очень сложно.
Возможно музыка молодого композитора воспринимается так, потому что она тесно связана с ним, отражает разные события его жизни, воспоминания.

Микаэл Леонович Таривердиев

Назовём его классиком, мэтром или маэстро — ни разу не ошибемся. Таривердиев написал большое количество музыки для советского кино, театра, инструментальной, песен и романсов. Всего была написана музыка к 130 кинокартинам, самые известные композиции из фильмов «Ирония судьбы или с лёгким паром!», «Семнадцать мгновений весны».

Талант мальчика проявился в раннем детстве, бегал играть на рояле к соседям, пока они не убедили его отца купить ему пианино. Затем учился в школе- десятилетке при Тбилисской консерватории. Забавный и вместе с тем судьбоносный случай произошел с ним во время вступительных экзаменов в Гнесинке: он трижды выставил из класса, в котором готовился к экзамену, ректора института Юрия Муромцева. Виртуозная игра композитора не оставила равнодушным не только ректора, но всю вступительную комиссию, он получил оценку «пять с плюсом».

Первый свой балет Микаэл Леонович написал в 13 лет, на 4 курсе института — первую композицию к фильму-комедии «Спасите утопающего».
На его счету 18 международных премий за вокальные и инструментальные композиции.

Ниже расположена подборка инструментальных композиций и музыки песен к фильмам.

Пётр Ильич Чайковский

А мог бы быть юристом. Родители Петра Ильича всегда планировали карьеру сына в этом направлении, но ещё с детства увлекшись музыкой, в 23 года он сделал окончательный выбор в её пользу, оставив министерство юстиции.

В 1862 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Многие родственники плохо приняли его уход с государственной службы и посвящение себя искусству. Консерваторию Пётр Ильич окончил в 1865 году с высшей наградой и званием «свободного художника».

С 1866 года Чайковский преподавал в Московской консерватории. Со студентами он был так же строг и требователен, как и к самому себе.

Впервые его симфония «Зимние грёзы» была сыграна в 1868 году на концерте Русского музыкального общества. В эти же годы он знакомится с членами «Могучей кучки». По совету одного из членов объединения он начал писать программную музыку — без слов, первым таким произведением стала увертюра по сюжету трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Композитор закончил её за два месяца.

Мировая и всероссийская слава пришла к Петру Ильичу не сразу, он испытывал финансовые проблемы. Кроме преподавания в консерватории зарабатывал деньги, писав музыкальные статьи для газет с 1871 по 1875 год.

Первый большой успех Чайковскому принесла его опера «Опричник» по трагедии Ивана Лажечникова, была поставлена в Мариинском театре (1874 г.). Критики вновь обрушились на композитора, найдя, что оно недостаточно наполнено идеями и написано без должного вдохновения. В этом же году ее поставили на сценах Одессы и Киева, где она была встречена с восторгом. А в 1875 году — в Большом театре, однако, очень скоро была запрещена, так как в ней были найдены революционные мысли.
В этом же году были написаны несравненные «Времена года».

С 1877 года его меценатом становится вдова железнодорожного промышленника Надежда фон Мекк. Она определяет ему ежегодное содержание, в два раза больше чем заработная плата в консерватории. Благодаря этому он смог оставить преподавательскую деятельность и с октября 1878 года полностью посвятил себя творчеству. С 1877 по 1878 год он работал над оперой «Евгений Онегин» и Четвертой симфонией, вдохновленный творчеством А. С. Пушкина и Людвига ван Бетховена. Оба произведения имели широкий успех, о них писали, ими восхищались. С этого момента о композиторе узнали во всем мире. Его произведения играли в США, Франции, он давал концерты по всей Европе.

После этого было создано ещё много великих произведений, их Чайковский писал с неизменным вдохновением, благодаря которому никогда не терялось качество, а скорость написания удивляла многих.

В 1868 году Пётр Ильич хотел жениться на французской оперной певице Дезире Арто, но её родители отказали. Единственной женой композитора стала в 1877 году бывшая студентка Московской консерватории Антонина Милюкова, брак не продлился долго, вскоре они расстались.

Недолгий период Пётр Ильич жил в Италии, после своего тура по Европе в 1889 году. Здесь по просьбе директора Императорских театров Ивана Всеволожского была с любовью написана опера «Пиковая дама» по сюжету одноименного произведения А.С. Пушкина, всего за полгода. Её премьера прошла в Санкт-Петербурге в 1890 году, успех был невероятный. Очень скоро она была поставлена в театрах Праги и Вены.

1890 год ознаменовался ещё одной премьерой — балет «Спящая красавица» по одноименному произведению Шарля Перро, который так же был принят великолепно.

В 1891 году П.И. Чайковского пригласили на гастроли в США, где он выступил на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке, публикой был принят тепло. Американские газеты восхищались его мастерством дирижирования оркестром, который под его руководством превращался в единый, слаженно работающий организм.

К 1893 году произведения и сам композитор были всемирно известны. Кембриджский университет, Великобритания, присвоил ему степень почетного доктора, его оперы с успехом шли во Франции и Германии.

2 ноября 1893 года, несмотря на крепкое здоровье, Пётр Ильич заболел холерой во время эпидемии в Санкт-Петербурге. К его дому потянулись сотни людей, чтобы справиться о состоянии. 6 ноября 1893 годя композитор умер. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств по распоряжению императора Александра III, за счет государственной казны.

Михаил Иванович Глинка

Михаила Ивановича современники часто сравнивали с А.С. Пушкиным, отмечали, что он создал новый русский язык в музыке. И сам Александр Сергеевич высоко ценил талант композитора.

С младенчества и до 6 лет будущий композитор воспитывался в доме бабушки, которая любила его безмерно и баловала. За ним присматривала няня, которая пела ему народные песни и рассказывала сказки, былины.

Первыми учителями и вдохновителями Михаила Ивановича стали крепостные музыканты из оркестра дяди, благодаря им он захотел учиться музыке. Родители восприняли просьбу положительно, наняли для него гувернантку из Санкт-Петербурга для изучения нотной грамоты и игре на фортепиано.

В 1817 году его отправили учиться в пансион при Педагогическом Институте Санкт-Петербурга, где получил всестороннее образование, изучал: 5 языков, геометрию, арифметику, географию, зоологию, фехтование, танцы. Одновременно с этим, в частном порядке он изучал сольфеджио и музыкальную теорию, а по выходным посещал концерты и оперу. На старших курсах его познакомили с А.С. Пушкиным, который был другом его гувернера, поэта Вильгельма Кюхельбекера.

После окончания пансиона Михаил Иванович отправился с дядей на Кавказ. Горный климат ему не подошел, поэтому ему пришлось вернуться в родное село Новоспасское Смоленской губернии, где все время проводил за роялем.

В 1824 году композитор вернулся в Санкт-Петербург и устроился помощником секретаря в Главное управление путей сообщения. Служба отнимала немного времени, всего 5-6 часов, поэтому в остальное время он мог музицировать и посещать светские вечера. В этот же период он начинает писать первые произведения.

В 1825 году он сочинил музыку для хора, участвовавшего в любительской постановке. В 1826 году он написал два романса на стихи Василия Жуковского: «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».

Слабое здоровье напомнило о себе в конце 1828 года, композитор вернулся к себе в Новоспасское, а в апреле 1830 и вовсе покинуть Россию и уехать в Италию.

Италия возбудила в нем желание писать, под влиянием итальянской оперы он писал музыкальные пьесы. Его ноты, написанные по мотивам оперы «Анна Болейн» Гаэтано Доницетти были опубликованы во французских музыкальных журналах. Затем была поездка в Берлин, но тоска по Родине не оставляла его и в 1834 году он возвращается в Санкт-Петербург.

После возвращения Михаил Иванович встретил свою будущую супругу Марию Иванову, в 1835 году они заключили брак. Композитор вернулся к светской жизни, каждую неделю был у Василия Жуковского, здесь часто собирались: А.С. Пушкин, Н. Гоголь, В. Одоевский, П. Плетнев и П. Вяземский. В один из таких вечеров к нему пришла идея написать русскую народную оперу, она тут же была поддержана хозяином вечера и предложен сюжет — о крестьянине Иване Сусанине. Стихи к опере писал барон Егор Розен, учитывая темп и размер музыки. Опера была закончена в начале 1836 года, ею собирались открыть новый театральный сезон Большого театра, на один из предпремьерных открытых показов пришел Николай I. Михаил Иванович решил посвятить оперу императору, назвав её «Жизнь за царя». Премьера состоялась в декабре, за неё композитор не получил от театра ни рубля, до начала сезона директор взял с него подписку, что у него нет денежных притязаний.

В 1837 году Глинка получил назначение капельмейстера Придворной певческой капеллы, артистам не хватало мастерства, поэтому он дал им несколько уроков сольфеджио. В это же время у композитора возникает идея создания оперы «Руслан и Людмила» текст к ней должен был писать сам А.С. Пушкин, но в связи с гибелью поэта её создание было отложено до 1838 года. Работа над ней была завершена в 1842 году, а в ноябре состоялась её провальная премьера, несмотря на это за зиму она прошла в театре 32 раза.

В 1844 году Михаил Иванович уезжает в Париж, а в 1845 году в Испанию, где напишет свою знаменитую пьесу «Арагонская хота». Несколько месяцев 1847 года Глинка провел в России, в своем доме в селе Новоспасском, однако здоровье его ухудшилось и он снова уехал, теперь в Варшаву.

1848 год ознаменовался написанием плясовой «Камаринская», в которой Глинка объединил разные ритмы, настроения и характеры.

В 1851 году композитор ненадолго вернулся в С.-Петербург и затем вернулся в Париж. С началом Крымской войны он не мог оставаться во Франции, поэтому в 1854 году вернулся в Петербург, из которого уехал после ее окончания в 1856 г. в Берлин, где и завершил свой жизненный путь в 1857 г. Прах его перезахоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

Романсы, опера