Михаила Ивановича современники часто сравнивали с А.С. Пушкиным, отмечали, что он создал новый русский язык в музыке. И сам Александр Сергеевич высоко ценил талант композитора.
С младенчества и до 6 лет будущий композитор воспитывался в доме бабушки, которая любила его безмерно и баловала. За ним присматривала няня, которая пела ему народные песни и рассказывала сказки, былины.
Первыми учителями и вдохновителями Михаила Ивановича стали крепостные музыканты из оркестра дяди, благодаря им он захотел учиться музыке. Родители восприняли просьбу положительно, наняли для него гувернантку из Санкт-Петербурга для изучения нотной грамоты и игре на фортепиано.
В 1817 году его отправили учиться в пансион при Педагогическом Институте Санкт-Петербурга, где получил всестороннее образование, изучал: 5 языков, геометрию, арифметику, географию, зоологию, фехтование, танцы. Одновременно с этим, в частном порядке он изучал сольфеджио и музыкальную теорию, а по выходным посещал концерты и оперу. На старших курсах его познакомили с А.С. Пушкиным, который был другом его гувернера, поэта Вильгельма Кюхельбекера.
После окончания пансиона Михаил Иванович отправился с дядей на Кавказ. Горный климат ему не подошел, поэтому ему пришлось вернуться в родное село Новоспасское Смоленской губернии, где все время проводил за роялем.
В 1824 году композитор вернулся в Санкт-Петербург и устроился помощником секретаря в Главное управление путей сообщения. Служба отнимала немного времени, всего 5-6 часов, поэтому в остальное время он мог музицировать и посещать светские вечера. В этот же период он начинает писать первые произведения.
В 1825 году он сочинил музыку для хора, участвовавшего в любительской постановке. В 1826 году он написал два романса на стихи Василия Жуковского: «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».
Слабое здоровье напомнило о себе в конце 1828 года, композитор вернулся к себе в Новоспасское, а в апреле 1830 и вовсе покинуть Россию и уехать в Италию.
Италия возбудила в нем желание писать, под влиянием итальянской оперы он писал музыкальные пьесы. Его ноты, написанные по мотивам оперы «Анна Болейн» Гаэтано Доницетти были опубликованы во французских музыкальных журналах. Затем была поездка в Берлин, но тоска по Родине не оставляла его и в 1834 году он возвращается в Санкт-Петербург.
После возвращения Михаил Иванович встретил свою будущую супругу Марию Иванову, в 1835 году они заключили брак. Композитор вернулся к светской жизни, каждую неделю был у Василия Жуковского, здесь часто собирались: А.С. Пушкин, Н. Гоголь, В. Одоевский, П. Плетнев и П. Вяземский. В один из таких вечеров к нему пришла идея написать русскую народную оперу, она тут же была поддержана хозяином вечера и предложен сюжет — о крестьянине Иване Сусанине. Стихи к опере писал барон Егор Розен, учитывая темп и размер музыки. Опера была закончена в начале 1836 года, ею собирались открыть новый театральный сезон Большого театра, на один из предпремьерных открытых показов пришел Николай I. Михаил Иванович решил посвятить оперу императору, назвав её «Жизнь за царя». Премьера состоялась в декабре, за неё композитор не получил от театра ни рубля, до начала сезона директор взял с него подписку, что у него нет денежных притязаний.
В 1837 году Глинка получил назначение капельмейстера Придворной певческой капеллы, артистам не хватало мастерства, поэтому он дал им несколько уроков сольфеджио. В это же время у композитора возникает идея создания оперы «Руслан и Людмила» текст к ней должен был писать сам А.С. Пушкин, но в связи с гибелью поэта её создание было отложено до 1838 года. Работа над ней была завершена в 1842 году, а в ноябре состоялась её провальная премьера, несмотря на это за зиму она прошла в театре 32 раза.
В 1844 году Михаил Иванович уезжает в Париж, а в 1845 году в Испанию, где напишет свою знаменитую пьесу «Арагонская хота». Несколько месяцев 1847 года Глинка провел в России, в своем доме в селе Новоспасском, однако здоровье его ухудшилось и он снова уехал, теперь в Варшаву.
1848 год ознаменовался написанием плясовой «Камаринская», в которой Глинка объединил разные ритмы, настроения и характеры.
В 1851 году композитор ненадолго вернулся в С.-Петербург и затем вернулся в Париж. С началом Крымской войны он не мог оставаться во Франции, поэтому в 1854 году вернулся в Петербург, из которого уехал после ее окончания в 1856 г. в Берлин, где и завершил свой жизненный путь в 1857 г. Прах его перезахоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.