Русские композиторы классической музыки

Возможно классика сейчас не в моде, но ведь нельзя отрицать ее положительное влияние на человечество на протяжении многих столетий. Все приходящее, музыка — вечна.
Классическая музыка важна и полезна для человека, прежде всего для его здоровья — физического и душевного. Её прослушивание полезно не только детям, но и взрослым. Она действует наравне с антидепрессантами, улучшает работу головного мозга, снимает напряжение, нормализует биоритмы организма, аппетит и вес. Еще один неоспоримый плюс прослушивания классических произведений — у них нет побочных эффектов, в отличие от лекарственных препаратов. Подробнее о влиянии музыки и музыкотерапии можно узнать из наших статей:

Окунуться в мир музыкотерапии. Что такое Музыкотерапия. При каких болезнях эффективен метод. История метода. Как влияет на человека. Классификация музыкотерапии. Музыка для музыкотерапии.

Музыкотерапия для детей. О влиянии музыки на недоношенных детей и детей с тревожным синдромом. Подборка колыбельных.

Все подборки можно прослушать полностью на нашем сайте бесплатно после авторизации в вашем браузере (Yandex, Google Chrome, Safari, Opera и так далее) электронной почты Яндекс. Без авторизации сервис Яндекс.Музыка предоставляет прослушивание только короткого отрывка произведения.
Почему именно русские классики? Русская классическая музыка так же многогранна, богата, сложна и одновременно проста, жива, как и великий русский язык. Произведения русских классиков нетленны и понятны любому человеку, потому что нацелены прежде всего на тонкие душевные настройки. Вместе с ней мы можем погрустить, получить заряд энергии, отдохнуть, привести мысли и душевные силы в порядок. Она понятна без слов и близка нам по духу.

На этой странице будут публиковаться музыкальные произведения русских композиторов из разных столетий, с разными настроениями и стилистиками.

Самый первый, кто приходит на ум, когда спрашивают о великом русском композиторе — Пётр Ильич Чайковский. Но мы начнем свою подборку с того, за чью одноактную оперу «Алеко» на экзамене Пётр Ильич поставил 5+++ и рекомендовал к постановке в Большом театре. Этот человек — Сергей Васильевич Рахманинов.

Сергей Васильевич Рахманинов

Рахманинов был вынужден иммигрировать в США после прихода к власти большевиков. Он не скрывал своей неприязни к текущему политическому строю на своей Родине, но оставался ей верен. Когда началась Великая Отечественная Война, без колебаний стал перечислять денежные средства в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР. На эти деньги в СССР был построен военный самолет.

Романсы

Денис Стельмах

Композитор и пианист, наш современник. Денис Стельмах родом из Архангельска. Первую композицию записал в 15 лет.
Первый альбом вышел в 2016 году. Сейчас их уже четыре.

Его музыка сочетает в себе несколько направлений и стилей, точно определить которые нельзя. Здесь и неоклассика, и эмбиент, и фортепьяно. Каждое произведение пронизано чувствами, рисует живые картины при прослушивании, полностью погружает в себя, оторваться очень сложно.
Возможно музыка молодого композитора воспринимается так, потому что она тесно связана с ним, отражает разные события его жизни, воспоминания.

Микаэл Леонович Таривердиев

Назовём его классиком, мэтром или маэстро — ни разу не ошибемся. Таривердиев написал большое количество музыки для советского кино, театра, инструментальной, песен и романсов. Всего была написана музыка к 130 кинокартинам, самые известные композиции из фильмов «Ирония судьбы или с лёгким паром!», «Семнадцать мгновений весны».

Талант мальчика проявился в раннем детстве, бегал играть на рояле к соседям, пока они не убедили его отца купить ему пианино. Затем учился в школе- десятилетке при Тбилисской консерватории. Забавный и вместе с тем судьбоносный случай произошел с ним во время вступительных экзаменов в Гнесинке: он трижды выставил из класса, в котором готовился к экзамену, ректора института Юрия Муромцева. Виртуозная игра композитора не оставила равнодушным не только ректора, но всю вступительную комиссию, он получил оценку «пять с плюсом».

Первый свой балет Микаэл Леонович написал в 13 лет, на 4 курсе института — первую композицию к фильму-комедии «Спасите утопающего».
На его счету 18 международных премий за вокальные и инструментальные композиции.

Ниже расположена подборка инструментальных композиций и музыки песен к фильмам.

Пётр Ильич Чайковский

А мог бы быть юристом. Родители Петра Ильича всегда планировали карьеру сына в этом направлении, но ещё с детства увлекшись музыкой, в 23 года он сделал окончательный выбор в её пользу, оставив министерство юстиции.

В 1862 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Многие родственники плохо приняли его уход с государственной службы и посвящение себя искусству. Консерваторию Пётр Ильич окончил в 1865 году с высшей наградой и званием «свободного художника».

С 1866 года Чайковский преподавал в Московской консерватории. Со студентами он был так же строг и требователен, как и к самому себе.

Впервые его симфония «Зимние грёзы» была сыграна в 1868 году на концерте Русского музыкального общества. В эти же годы он знакомится с членами «Могучей кучки». По совету одного из членов объединения он начал писать программную музыку — без слов, первым таким произведением стала увертюра по сюжету трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Композитор закончил её за два месяца.

Мировая и всероссийская слава пришла к Петру Ильичу не сразу, он испытывал финансовые проблемы. Кроме преподавания в консерватории зарабатывал деньги, писав музыкальные статьи для газет с 1871 по 1875 год.

Первый большой успех Чайковскому принесла его опера «Опричник» по трагедии Ивана Лажечникова, была поставлена в Мариинском театре (1874 г.). Критики вновь обрушились на композитора, найдя, что оно недостаточно наполнено идеями и написано без должного вдохновения. В этом же году ее поставили на сценах Одессы и Киева, где она была встречена с восторгом. А в 1875 году — в Большом театре, однако, очень скоро была запрещена, так как в ней были найдены революционные мысли.
В этом же году были написаны несравненные «Времена года».

С 1877 года его меценатом становится вдова железнодорожного промышленника Надежда фон Мекк. Она определяет ему ежегодное содержание, в два раза больше чем заработная плата в консерватории. Благодаря этому он смог оставить преподавательскую деятельность и с октября 1878 года полностью посвятил себя творчеству. С 1877 по 1878 год он работал над оперой «Евгений Онегин» и Четвертой симфонией, вдохновленный творчеством А. С. Пушкина и Людвига ван Бетховена. Оба произведения имели широкий успех, о них писали, ими восхищались. С этого момента о композиторе узнали во всем мире. Его произведения играли в США, Франции, он давал концерты по всей Европе.

После этого было создано ещё много великих произведений, их Чайковский писал с неизменным вдохновением, благодаря которому никогда не терялось качество, а скорость написания удивляла многих.

В 1868 году Пётр Ильич хотел жениться на французской оперной певице Дезире Арто, но её родители отказали. Единственной женой композитора стала в 1877 году бывшая студентка Московской консерватории Антонина Милюкова, брак не продлился долго, вскоре они расстались.
Недолгий период Пётр Ильич жил в Италии, после своего тура по Европе в 1889 году. Здесь по просьбе директора Императорских театров Ивана Всеволожского была с любовью написана опера «Пиковая дама» по сюжету одноименного произведения А.С. Пушкина, всего за полгода. Её премьера прошла в Санкт-Петербурге в 1890 году, успех был невероятный. Очень скоро она была поставлена в театрах Праги и Вены.

1890 год ознаменовался ещё одной премьерой — балет «Спящая красавица» по одноименному произведению Шарля Перро, который так же был принят великолепно.

В 1891 году П.И. Чайковского пригласили на гастроли в США, где он выступил на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке, публикой был принят тепло. Американские газеты восхищались его мастерством дирижирования оркестром, который под его руководством превращался в единый, слаженно работающий организм.

К 1893 году произведения и сам композитор были всемирно известны. Кембриджский университет, Великобритания, присвоил ему степень почетного доктора, его оперы с успехом шли во Франции и Германии.

2 ноября 1893 года, несмотря на крепкое здоровье, Пётр Ильич заболел холерой во время эпидемии в Санкт-Петербурге. К его дому потянулись сотни людей, чтобы справиться о состоянии. 6 ноября 1893 года композитор умер. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств по распоряжению императора Александра III, за счет государственной казны.

Михаил Иванович Глинка

Михаила Ивановича современники часто сравнивали с А.С. Пушкиным, отмечали, что он создал новый русский язык в музыке. И сам Александр Сергеевич высоко ценил талант композитора.

С младенчества и до 6 лет будущий композитор воспитывался в доме бабушки, которая любила его безмерно и баловала. За ним присматривала няня, которая пела ему народные песни и рассказывала сказки, былины.

Первыми учителями и вдохновителями Михаила Ивановича стали крепостные музыканты из оркестра дяди, благодаря им он захотел учиться музыке. Родители восприняли просьбу положительно, наняли для него гувернантку из Санкт-Петербурга для изучения нотной грамоты и игре на фортепиано.

В 1817 году его отправили учиться в пансион при Педагогическом Институте Санкт-Петербурга, где получил всестороннее образование, изучал: 5 языков, геометрию, арифметику, географию, зоологию, фехтование, танцы. Одновременно с этим, в частном порядке он изучал сольфеджио и музыкальную теорию, а по выходным посещал концерты и оперу. На старших курсах его познакомили с А.С. Пушкиным, который был другом его гувернера, поэта Вильгельма Кюхельбекера.

После окончания пансиона Михаил Иванович отправился с дядей на Кавказ. Горный климат ему не подошел, поэтому ему пришлось вернуться в родное село Новоспасское Смоленской губернии, где все время проводил за роялем.

В 1824 году композитор вернулся в Санкт-Петербург и устроился помощником секретаря в Главное управление путей сообщения. Служба отнимала немного времени, всего 5-6 часов, поэтому в остальное время он мог музицировать и посещать светские вечера. В этот же период он начинает писать первые произведения.

В 1825 году он сочинил музыку для хора, участвовавшего в любительской постановке. В 1826 году он написал два романса на стихи Василия Жуковского: «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».

Слабое здоровье напомнило о себе в конце 1828 года, композитор вернулся к себе в Новоспасское, а в апреле 1830 и вовсе покинуть Россию и уехать в Италию.

Италия возбудила в нем желание писать, под влиянием итальянской оперы он писал музыкальные пьесы. Его ноты, написанные по мотивам оперы «Анна Болейн» Гаэтано Доницетти были опубликованы во французских музыкальных журналах. Затем была поездка в Берлин, но тоска по Родине не оставляла его и в 1834 году он возвращается в Санкт-Петербург.

После возвращения Михаил Иванович встретил свою будущую супругу Марию Иванову, в 1835 году они заключили брак. Композитор вернулся к светской жизни, каждую неделю был у Василия Жуковского, здесь часто собирались: А.С. Пушкин, Н. Гоголь, В. Одоевский, П. Плетнев и П. Вяземский. В один из таких вечеров к нему пришла идея написать русскую народную оперу, она тут же была поддержана хозяином вечера и предложен сюжет — о крестьянине Иване Сусанине. Стихи к опере писал барон Егор Розен, учитывая темп и размер музыки. Опера была закончена в начале 1836 года, ею собирались открыть новый театральный сезон Большого театра, на один из предпремьерных открытых показов пришел Николай I. Михаил Иванович решил посвятить оперу императору, назвав её «Жизнь за царя». Премьера состоялась в декабре, за неё композитор не получил от театра ни рубля, до начала сезона директор взял с него подписку, что у него нет денежных притязаний.

В 1837 году Глинка получил назначение капельмейстера Придворной певческой капеллы, артистам не хватало мастерства, поэтому он дал им несколько уроков сольфеджио. В это же время у композитора возникает идея создания оперы «Руслан и Людмила» текст к ней должен был писать сам А.С. Пушкин, но в связи с гибелью поэта её создание было отложено до 1838 года. Работа над ней была завершена в 1842 году, а в ноябре состоялась её провальная премьера, несмотря на это за зиму она прошла в театре 32 раза.

В 1844 году Михаил Иванович уезжает в Париж, а в 1845 году в Испанию, где напишет свою знаменитую пьесу «Арагонская хота». Несколько месяцев 1847 года Глинка провел в России, в своем доме в селе Новоспасском, однако здоровье его ухудшилось и он снова уехал, теперь в Варшаву.

1848 год ознаменовался написанием плясовой «Камаринская», в которой Глинка объединил разные ритмы, настроения и характеры.

В 1851 году композитор ненадолго вернулся в С.-Петербург и затем вернулся в Париж. С началом Крымской войны он не мог оставаться во Франции, поэтому в 1854 году вернулся в Петербург, из которого уехал после ее окончания в 1856 г. в Берлин, где и завершил свой жизненный путь в 1857 г. Прах его перезахоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

Романсы, опера

София Асгатовна Губайдулина

София Асгатовна родилась в 1981 году в г. Чистополь, вскоре семья переехала в Казань. Музыкой начала заниматься в 1935 году.
В 1949 году она поступила в Казанскую консерваторию, факультет фортепиано. Позже она поступила на факультет композиторов Московской консерватории, чтобы самой писать музыку.
В ранних произведениях, в 1970-80 гг. Губайдулина часто обращалась к теме религии — «De profundis» (Тюремная исповедь), «Offertorium» («Жертвоприношение»), в более поздние периоды — «Страсти по Иоанну», «Пасха по Иоанну», «Простая молитва».

В 70-х годах её произведения были в «черном списке» СССР, в это время она находилась в так называемой «московской тройке», участники которой не желали подчиняться существующему строю, выходили в музыке за рамки сложившихся устоев, жаждали свободы в творчестве.

Губайдулина — автор музыки к мультфильму «Маугли», кинокартинам «Чучело», «Вертикаль».

Всемирно известным композитором София Асгатовна стала в конце 80-х. В 1991 году она покинула страну, но часто приезжает в Россию. На малой родине композитора, в Казани проводят фестиваль современной музыки «Concordia», который носит её имя. Так же в старом доме семьи создан Центр современной музыки им. С.А. Губайдулиной.

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович родился в 1839 году, в семье потомков Рюрика. К музыке с ранних лет его приобщала мама, учила игре на фортепьяно. С этих уроков он часто сбегал к няне послушать русские сказки, которые в следующие годы оказали влияние на творчество.

Позже и до 10 лет с ним занималась профессиональная пианистка. В 10 лет Модеста Петровича и старшего брата отвезли в Санкт-Петербург для получения образования. Обучался в старинной школе с уклоном на иностранные языки, продолжил заниматься музыкой, выступал на домашних концертах петербургской знати.

Через три года будущий композитор поступил в юнкерскую школу, где готовили профессиональных военных, учился прилежно, был в первом десятке лучших учеников. В это же время написал первую пьесу для фортепиано «Porte-enseigne polka», которую опубликовал его учитель Антон Герке.

В 1856 году Мусоргский окончил школу и поступил в Преображенский полк, организовал кружок любителей музыки, написал ещё одну фортепианную пьесу.

В конце 50-х Модест Петрович познакомился с музыкантами А. Даргомыжским и А. Бородиным. Они пригласили его в кружок Милия Алексеевича Балакирева впоследствии ставшего их учителем и наставником. Чуть позже к ним присоединились Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи вместе с которыми было организовано музыкальное содружество «Могучая кучка», в это же время Модест Петрович покинул армию.

С 1858 года Мусоргский писал оперу «Эдип в Афинах», которую так и не закончил. В это же время он пытался найти свой собственный стиль, экспериментировал, пробовал разные жанры. Все пьесы, романсы, переложения Бетховена оказались не востребованы, а учитель считал что композитор ленится. Эта критика имела положительное влияние, помогая молодому композитору в развитии.

В 1861 году Модест Петрович написал первое крупное произведение «Интермеццо». Вдохновением для него послужило наблюдение за крестьянками Псковской губернии, которые веселой толпой шли по тропке — их настроение и движения сложились в мелодию.

После переезда в Санкт-Петербург в 1863 году композитор написал песни «Светик Савишна» и «Калистрат»,«Иванова ночь на Лысой горе», начал работу над оперой «Саламбо». Параллельно работал над вокальным циклом «Детская» из 7 пьес, публикация которых принесла ему известность в России и мире.

Опера «Саламбо» не была закончена, её части использованы в другой опере — «Борис Годунов», её первый вариант окончен в 1869 году. Первая постановка оперы «Борис Годунов» стала возможна лишь в 1874 году, имела большой успех у публики, пресса резко критиковала, а песни из неё распевались на улицах.

В этом же году композитор закончил цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки», посвятив ихумершему другу В. Гартману и вокальный цикл «Песни и пляски смерти» из 4-х пьес.

С середины 1870-х и до конца жизни Мусоргский работал над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». В них он стремился отобразить дух русского народа, его характер, черты, для этого перерабатывал, вставлял части народных песен и музыки в свои произведения.

С 1876 года оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре стали ставить без финальной сцены хора, поющего «Слава тебе, царевичу!» для Лжедмитрия I.

Из-за нехватки денег Модест Петрович подрабатывал аккомпаниатором на концертах.
1878 год был омрачен смертью близкого друга О. Петрова, композитор глубоко переживал, остановил работу над произведениями и заболел.

Чтобы поправить здоровье Мусоргский в 1879 году отправился в турне по югу России. Вдохновившись природой Крыма он написал пьесы «Гурзуф у Аю-Дага» и «Близ Южного берега Крыма», вернулся к созданию «Сорочинской ярмарки». В Полтаве впервые исполнил отрывок из «Сорочинской ярмарки», которую украинцы приняли как народную музыку.

В 1880 году, вернувшись в Санкт-Петербург композитор уволился с постоянного места работы, жил на пожертвования друзей и заработка от частных уроков.

В феврале 1881 года Мусоргского выселили из квартиры за неуплату, здоровье вновь ухудшилось. Друзья поместили его в военный госпиталь после обморока во время одного из концертов. Здесь он вернулся к операм «Сорочинская ярмарка» и «Хованщина», но завершить их не успел.

Модест Петрович Мусоргский умер 28 марта 1881 года, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Александр Николаевич Скрябин

Первым в мире хотел передать цвет через музыку и объединить все направления искусства в единое представление: архитектуру, живопись, музыку, пение, танец. С этого объединения по его мнению должна была начаться новая эпоха идеального мира. Его называли композитором-философом, новатором своего времени.

Родился будущий композитор в 1872 году, в дворянской семье. Отец его служил дипломатом в Константинополе, сына видел редко, мать умерла, когда ему был 1 год. Воспитывался бабушкой и тетей.

Первым учителем фортепиано стала его тетя, в 5 лет он исполнял несложные пьесы, на слух подбирал услышанную музыку. В 8 лет Александр Николаевич начал писать свою музыку.

В 1882 году его отправили учиться во Второй московский кадетский корпус в Лефортово. Здесь в 11 лет состоялось первое публичное выступление юного музыканта. Тут же состоялись и его первые композиторские опыты, большое влияние на творчество оказали произведения Шопена.

За год до окончания кадетского корпуса, в 1888 году Скрябин поступил в Московскую консерваторию по классу композиции и фортепиано, к этому моменту он написал уже около 70 музыкальных произведений.

С 1885 по 1889 годы он написал более 50 различных пьес, большинство из которых остались незавершенными.

В 1892 году он завершил обучение в консерватории, получив диплом как пианист, композиторский диплом получить не удалось в связи с творческим конфликтом с преподавателем гармонии. Его имя внесено в список на мраморной доске у входа в Малый зал Московской консерватории, так же он был награжден Малой золотой медалью.

Так как Скрябин был перфекционистом и много играл, у него развилось заболевание правой руки, поэтому чтобы продолжить выступать он написал «Прелюдию» и «Ноктюрн. Опус 9» для левой руки.

Душевное равновесие композитора так же пошатнулось, он все больше начал думать о жизни, религии и Боге, делая записи в своем дневнике. Однако он не оставил стремления к оздоровлению своей правой руки, выполнял рекомендации врачей, выполнял упражнения и разработал собственный комплекс для восстановления. Благодаря этому ему удалось восстановить подвижность правой кисти, но высокое техническое мастерство было утрачено.

Скрябин нашел выход из сложившейся ситуации, связанной с его правой рукой — стремился подчеркнуть самые незаметные нюансы произведений.

В 1894 году директор Московской консерватории и его преподаватель по классу фортепиано Василий Сафонов помог 22-летнему композитору организовать авторский концерт в Санкт-Петербурге. Здесь он познакомился с известным промышленником М. Беляевым, который увлекался музыкой, учредил премию Глинки, организовывал концерты. Беляев выпустил сборник произведений Скрябина, всего около 50 произведений: этюды, экспромты, мазурки, большую долю составляли прелюдии.
С тех пор Беляев поддерживал Александра Николаевича, был его меценатом, организовал большое турне по Европе. Европейская публика восхищалась его произведениями, отзывались о нем как о философе, исключительной личности, великолепном композиторе и пианисте.

В 1898 году Скрябин вернулся в Москву и закончил Третью сонату, начатую в Париже. В этом же году он стал профессором класса фортепиано Московской консерватории.

В 1900 году он закончил большое произведение для оркестра, нарушив классические каноны: вместо 4-х частей написал 6, в последней части поют солисты с хором. Закончил Вторую симфонию, которая вызвала спорную реакцию музыкального сообщества. Его произведения считались символистскими, мистическими, они полностью отражали идеи Серебряного века в музыке.

В 1903 году композитор начал работать над «Божественной поэмой» — Третьей симфонией. Она описывала развитие человеческого духа, состояла из 3-х частей: «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра». Премьера произведения состоялась в 1905 году в Париже, а 1906 году — в Санкт-Петербурге.
Третья симфония оказала невероятное впечатление на публику, ею восторгались, предваряла новую эру в искусстве.

С 1905 года он работал над «Поэмой экстаза», которая была навеяна идеями и духом революции, завершена в 1907. В это же время он давал много концертов, а в 1906 году уехал на гастроли в США на полгода — концерты проходили с большим успехом.

По возвращению в Россию в 1909 году Скрябина ждала настоящая слава, его произведения исполнялись на лучших площадках Столиц. Он отправился в турне по волжским городам, в это же время начал работу над симфонией «Мистерия», которую задумал еще в начале 1900-х.

В 1911 году Александр Николаевич написал одну из своих самых знаменитых симфоний «Прометей», в которой воплотил свое восприятие цвета через музыку. Этим произведением восхищались не только зрители, но и музыкальное сообщество, в том числе композитор С.В. Рахманинов.

Над симфонией «Мистерия» композитор работал более 10 лет, но ему так и не удалось ее завершить, так как давал много концертов, чтобы заработать на жизнь.

Умер А.Н. Скрябин в 1915 году в Москве, похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.
Если Вам понравилась наша статья и Вы хотите поддержать проект Womlifeclub — это можно сделать с помощью формы, расположенной ниже.

Оказание информационных услуг в сети интернет