Музей-заповедник Царицыно, г. Москва, ул. Дольская 1
Дворцово-парковый ансамбль включает в себя:
— большой парк,
— Большой и Малый дворцы Екатерины,
— Хлебный дом,
— первый, второй и третий Кавалерские корпуса,
— Оперный дом,
— ворота и мосты,
— оранжерейные галереи,
— павильоны и беседки,
— храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»,
и другие постройки.
— большой парк,
— Большой и Малый дворцы Екатерины,
— Хлебный дом,
— первый, второй и третий Кавалерские корпуса,
— Оперный дом,
— ворота и мосты,
— оранжерейные галереи,
— павильоны и беседки,
— храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»,
и другие постройки.
Большой дворец Екатерины
Вначале загородная резиденция императрицы строилась по проекту придворного архитектора В.И. Баженова, но когда главный корпус был почти готов, Екатерина II осталась им недовольна и велела разобрать здание, а проект поручила другому архитектору М.Ф. Казакову.
На месте разобранного здания по его проекту было возведено новое в 1786-1796 г.г., оно существенно отличалось от первоначального варианта, уходя в готический стиль в отличие от всего комплекса усадьбы, который В.И. Баженов создавал в традициях московского зодчества.
Проект М.Ф. казакова так же претерпел изменение в 1790 году, был уменьшен на один этаж, что повлияло на его композицию.
После смерти Екатерины Великой в 1796 году недостроенное здание было покрыто временной крышей и начались внутренние отделочные работы. После коронации Павел I посетил Царицыно и строительство резиденции было остановлено.
Неиспользуемое здание к началу XIX века начало превращаться в руины, зарастать зеленью, а к середине столетия у здания обвалилась крыша и перекрытия между этажами.
В 2005-2007 годах здание реконструировали и отреставрировали, сохранив пропорции, завершив строительство и украшение крыши декоративными элементами.
На месте разобранного здания по его проекту было возведено новое в 1786-1796 г.г., оно существенно отличалось от первоначального варианта, уходя в готический стиль в отличие от всего комплекса усадьбы, который В.И. Баженов создавал в традициях московского зодчества.
Проект М.Ф. казакова так же претерпел изменение в 1790 году, был уменьшен на один этаж, что повлияло на его композицию.
После смерти Екатерины Великой в 1796 году недостроенное здание было покрыто временной крышей и начались внутренние отделочные работы. После коронации Павел I посетил Царицыно и строительство резиденции было остановлено.
Неиспользуемое здание к началу XIX века начало превращаться в руины, зарастать зеленью, а к середине столетия у здания обвалилась крыша и перекрытия между этажами.
В 2005-2007 годах здание реконструировали и отреставрировали, сохранив пропорции, завершив строительство и украшение крыши декоративными элементами.
Фигурный мост
Был одним из первых построенных сооружений ансамбля резиденции в 1776-1778 годах, архитектор В.И. Баженов. В настоящее время через него можно попасть на главную аллею, ведущую ко дворцу, в 18 веке он был вторым парадным въездом в Царицыно.
Мост похож на крепость благодаря стрельчатым проемам высоких башен, как и во всех постройках Царицыно здесь использованы белый камень и красный кирпич, элементы декора. Он соединяет два холма, прекрасно вписывается в окружающий его ландшафт.
Свое название он получил от архитектора В.И. Баженова — «Фигурный», так как имеет очень причудливый декор.
Мост сохранился в прекрасном состоянии, с 1987 по 1992 годы была проведена реставрация — восстановлен декор.
Мост похож на крепость благодаря стрельчатым проемам высоких башен, как и во всех постройках Царицыно здесь использованы белый камень и красный кирпич, элементы декора. Он соединяет два холма, прекрасно вписывается в окружающий его ландшафт.
Свое название он получил от архитектора В.И. Баженова — «Фигурный», так как имеет очень причудливый декор.
Мост сохранился в прекрасном состоянии, с 1987 по 1992 годы была проведена реставрация — восстановлен декор.
Оперный дом
У него есть второе название «Средний дворец», относится к ранним постройкам ансамбля по проекту В. И. Баженова. Двухэтажное здание стоит на берегу Верхнего Царицынского пруда, выполнен в готическом стиле.
Он предназначался для официальных приемов, церемоний, домашних спектаклей и увеселительных мероприятий, большую его часть занимает большой зал с прекрасной акустикой.
Благодаря необычному архитектурному решению — первый этаж более массивный, второй более легкий, создается впечатление, что дворец стремится ввысь, а его декор усиливает эффект.
Облик здания в генеральном плане усадьбы отличается от его завершенного, так как В.И. Баженов часто изменял план зданий и сооружений уже во время строительства, учитывая рельеф местности.
Как и многие строения ансамбля Царицыно Оперный дом обветшал, в 1825 году у него провалилась крыша, а в 1886 году внутри здания выросли деревья.
Отреставрирован дворец в период 1987-1995 годы по проекту Изольды Рубен, после чего стал главным концертным залом Царицына.
В 20212-2014 годах здание было отремонтировано, в настоящее время в нем проводятся выставки и концерты.
Он предназначался для официальных приемов, церемоний, домашних спектаклей и увеселительных мероприятий, большую его часть занимает большой зал с прекрасной акустикой.
Благодаря необычному архитектурному решению — первый этаж более массивный, второй более легкий, создается впечатление, что дворец стремится ввысь, а его декор усиливает эффект.
Облик здания в генеральном плане усадьбы отличается от его завершенного, так как В.И. Баженов часто изменял план зданий и сооружений уже во время строительства, учитывая рельеф местности.
Как и многие строения ансамбля Царицыно Оперный дом обветшал, в 1825 году у него провалилась крыша, а в 1886 году внутри здания выросли деревья.
Отреставрирован дворец в период 1987-1995 годы по проекту Изольды Рубен, после чего стал главным концертным залом Царицына.
В 20212-2014 годах здание было отремонтировано, в настоящее время в нем проводятся выставки и концерты.
Памятник архитекторам комплекса Царицыно Василию Баженову и Матвею Казакову
Скульптура открыта на день города Москвы — 1 сентября 2007 года, автор — академик Российской академии художеств, скульптор Леонид Баранов. Размещен памятник в Царицыно на лужайке между Большим Дворцом и Хлебным домом, установлен на круглом ступенчатом постаменте, где размещена надпись « Василий Баженов . архитектор . Матвей Казаков».
Архитекторы будто обсуждают проект строительства Большого дворца, между ними расположен макет одной из его башен, В. Баженов изображен со свернутыми чертежами, а М. Казаков со шляпой под мышкой и шпагой.
Архитекторы будто обсуждают проект строительства Большого дворца, между ними расположен макет одной из его башен, В. Баженов изображен со свернутыми чертежами, а М. Казаков со шляпой под мышкой и шпагой.
Хлебный дом
Название «Хлебный дом» — жаргонное, так его называла царская обслуга, официальное название «Кухонный корпус», здесь располагалась кухня императрицы Екатерины II.
Архитектор В.И. Баженов осуществил интересный замысел в проекте здания — замаскировал хозпостройку под средневековый замок, благодаря этому оно не выбивается из общего стиля ансамбля. Фасады здания украшены эмблемой в виде каравая хлеба и солонки, над ними вензель в виде букв «Х» (хлеб) и «С» (соль). Достроить здание архитектору не удалось, его отстранили от строительства.
В 1849 году по распоряжению императора Николая I архитектор В. Дрегалов создал проект по изменению «Хлебного дома» в лечебницу для крестьян, затем здание становится гостиницей для дачников.
С 1918 по 1970 год в здании располагались коммунальные квартиры.
Восстановление здания должно было начаться в 1987 году, произошел пожар, из-за которого были повреждены своды. Реставрационные работы начались в 1989 году, продолжились в 1994. Следующий период реставрации выпал на 2004 год, а в 2006 году его открыли для посетителей — здесь проходят вернисажи и выставки, во дворе проводят концерты и ставят театральные постановки.
Архитектор В.И. Баженов осуществил интересный замысел в проекте здания — замаскировал хозпостройку под средневековый замок, благодаря этому оно не выбивается из общего стиля ансамбля. Фасады здания украшены эмблемой в виде каравая хлеба и солонки, над ними вензель в виде букв «Х» (хлеб) и «С» (соль). Достроить здание архитектору не удалось, его отстранили от строительства.
В 1849 году по распоряжению императора Николая I архитектор В. Дрегалов создал проект по изменению «Хлебного дома» в лечебницу для крестьян, затем здание становится гостиницей для дачников.
С 1918 по 1970 год в здании располагались коммунальные квартиры.
Восстановление здания должно было начаться в 1987 году, произошел пожар, из-за которого были повреждены своды. Реставрационные работы начались в 1989 году, продолжились в 1994. Следующий период реставрации выпал на 2004 год, а в 2006 году его открыли для посетителей — здесь проходят вернисажи и выставки, во дворе проводят концерты и ставят театральные постановки.
Галерея-ограда с воротами между Большим дворцом и Хлебным домом
Была построена по проекту В.И. Баженова в 1784-1785 годы. Имеет декоративное значение, соединяла Хлебный дом и Большой дворец:
— необычное оформление галереи контрастирует со спокойными фасадами окружающих зданий,
— построена из красного кирпича,
— украшена резным белокаменным узором и колоннами,
— у неё нет крыши, образована из двух близко стоящих друг к другу стен.
К концу XIX века имела сильные повреждения, к середине XX века утратила большую часть элементов декора и конструкции, была отреставрирована в 1986-1987 годах.
— необычное оформление галереи контрастирует со спокойными фасадами окружающих зданий,
— построена из красного кирпича,
— украшена резным белокаменным узором и колоннами,
— у неё нет крыши, образована из двух близко стоящих друг к другу стен.
К концу XIX века имела сильные повреждения, к середине XX века утратила большую часть элементов декора и конструкции, была отреставрирована в 1986-1987 годах.
Большой мост через овраг
Считается одним из главных сооружений ансамбля, был построен в1778-1784 годы. По плану В. Баженова он открывал дворцовую часть загородной резиденции.
Длина моста составляет 80 метров, один из немногих крупных представителей мостов XVIII века, сохранившийся до нашего времени, шедевр в строительстве мостов:
— построен из красного кирпича,
— украшен причудливым декором белого камня,
— благодаря особенностям строения арочных пролетов кажется воздушным и невесомым.
По задумке архитектора мост должен соединять дворцы с конюшенным двором, находящимся через овраг, а так же с Каширской дорогой.
Полностью мост был завершен в начале XIX века учеником В.И. Баженова — И. Еготовым, уложено дорожное полотно, достроены боковые части, завершен кирпичный парапет с башенками-столбами.
С конца XIX века он стал частью Царицынского шоссе, соединяющего Царицыно с Каширской дорогой, во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов по нему проходили танковые колонны. Закрыт для движения транспорта только в 1975 году, к этому моменту был полуразрушен.
Реконструкция моста длилась с 1985 года по 2007 год, были восстановлены конструкции и декоративные элементы.
Длина моста составляет 80 метров, один из немногих крупных представителей мостов XVIII века, сохранившийся до нашего времени, шедевр в строительстве мостов:
— построен из красного кирпича,
— украшен причудливым декором белого камня,
— благодаря особенностям строения арочных пролетов кажется воздушным и невесомым.
По задумке архитектора мост должен соединять дворцы с конюшенным двором, находящимся через овраг, а так же с Каширской дорогой.
Полностью мост был завершен в начале XIX века учеником В.И. Баженова — И. Еготовым, уложено дорожное полотно, достроены боковые части, завершен кирпичный парапет с башенками-столбами.
С конца XIX века он стал частью Царицынского шоссе, соединяющего Царицыно с Каширской дорогой, во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов по нему проходили танковые колонны. Закрыт для движения транспорта только в 1975 году, к этому моменту был полуразрушен.
Реконструкция моста длилась с 1985 года по 2007 год, были восстановлены конструкции и декоративные элементы.
Первый Кавалерский корпус
Небольшое по площади одноэтажное здание, в чертежах В.И. Баженова вместе со Вторым Кавалерийским корпусом был обозначен как «малые домики», один из которых в генеральном плане значился «дом официантов», другой — «дом неизвестной».
Здание Первого Кавалерийского корпуса имеет Г-образную форму, внутри 3 комнаты. Как и многие здания резиденции, после смерти Екатерины II, не эксплуатировался, обветшал.
С 1870 годов, когда Царицыно становится популярным местом для дачников, здание начинают брать в аренду состоятельные купцы и горожане. Согласно документам 1902 года Корпус стал 3-этажным, к нему пристроили две деревянные террасы, внутри устанавливают камин и русскую печь.
К 1911 году здание вновь претерпело изменения, в нем стало 3 этажа и 23 комнаты, которые арендатор здания А. Крутовский сдает в дачникам вплоть до 1921 года. С весны 1921 года в здании располагается Ленинский Совет рабочих и крестьянских депутатов, в дальнейшем Дом Советов. В 1922-1932 годах в нем размещен детский дом для пострадавших во время голода в Поволжье. С 1932 года в здании располагался Ленинский исполком, оно было перестроено, перед ним разбита клумба и установлен памятник В.И. Ленину. С 1960 годов в Первом Кавалерийском открыта музыкальная школа, которая пробыла там до 1988 года.
В середине 90-х здание реконструируют, убирают надстроенные этажи, восстанавливают первоначальный облик, с 1995 года в Первом Кавалерийском корпусе располагается администрация Государственного музея-заповедника «Царицыно».
Здание Первого Кавалерийского корпуса имеет Г-образную форму, внутри 3 комнаты. Как и многие здания резиденции, после смерти Екатерины II, не эксплуатировался, обветшал.
С 1870 годов, когда Царицыно становится популярным местом для дачников, здание начинают брать в аренду состоятельные купцы и горожане. Согласно документам 1902 года Корпус стал 3-этажным, к нему пристроили две деревянные террасы, внутри устанавливают камин и русскую печь.
К 1911 году здание вновь претерпело изменения, в нем стало 3 этажа и 23 комнаты, которые арендатор здания А. Крутовский сдает в дачникам вплоть до 1921 года. С весны 1921 года в здании располагается Ленинский Совет рабочих и крестьянских депутатов, в дальнейшем Дом Советов. В 1922-1932 годах в нем размещен детский дом для пострадавших во время голода в Поволжье. С 1932 года в здании располагался Ленинский исполком, оно было перестроено, перед ним разбита клумба и установлен памятник В.И. Ленину. С 1960 годов в Первом Кавалерийском открыта музыкальная школа, которая пробыла там до 1988 года.
В середине 90-х здание реконструируют, убирают надстроенные этажи, восстанавливают первоначальный облик, с 1995 года в Первом Кавалерийском корпусе располагается администрация Государственного музея-заповедника «Царицыно».
Третий Кавалерский корпус
Малое сооружение резиденции, построено в 1776-1779 годы, в чертежах архитектора В.И. Баженова значится как «третий дом», «малый домик», Кавалерийским корпусом здание стало с 1947 года.
Стилистически и по оформлению это здание сильно отличается от двух Кавалерийских корпусов, в чертежах есть правки, внесенные рукой самой Екатерины II, благодаря чему можно сделать предположение, что он имел особое значение для императрицы.
Расположен в живописном месте, на холме возле Среднего Царицынского пруда. Здание одноэтажное, со стрельчатыми окнами и башенкой-бельведер на крыше, внутри — круглый зал, одна из частей которого образует полуротонду, выступающую наружу.
В 1784 году в здании были начаты отделочные работы — положен пол, оштукатурены стены, выложены изразцовые печи, после отстранения В.И. Баженова все работы прекращены.
С начала XIX века здание активно использовалось как гостиницы и трактиры, до 1830-х годов, без должного ухода здание ветшает, башенка-бельведер обрушилась.
С 1872 года Третий Кавалерийский арендует и использует в виде дачи коллежский советник Иван Давидов, вместе со всеми оранжереями Царицыно. В это время здание было перестроено, лестницы заложены, главный вход перенесен, пристроена большая деревянная терраса, а в начале XX века появились и хозпостройки.
В послереволюционное время, с 1917 года, здание использовалось для размещения «Большевистского клуба политическо-спортивного союза молодежи», потом – Ленинского клуба имени Ф. Шкулева.
С середины 1920-х годов вместе со всем ансамблем дворцово-парковых сооружений корпус перешел в ведение Главнауки, в 1927 году в нем открыли Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. В 30-е годы XX века музей переименовали — в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. С 1937 по 1973 годы в нем располагался Дом культуры с кинотеатром, затем Управление капитального строительства Академии художеств СССР, а с 1984 года он перешел в ведение Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, вместе со всеми постройками Царицынского ансамбля, здесь разместились дирекция и фондохранилище.
Восстановительно-реставрационные работы корпуса были проведены с 1998 по 2003 годы, в нем размещается экспозиция музея — «Дачное Царицыно».
Стилистически и по оформлению это здание сильно отличается от двух Кавалерийских корпусов, в чертежах есть правки, внесенные рукой самой Екатерины II, благодаря чему можно сделать предположение, что он имел особое значение для императрицы.
Расположен в живописном месте, на холме возле Среднего Царицынского пруда. Здание одноэтажное, со стрельчатыми окнами и башенкой-бельведер на крыше, внутри — круглый зал, одна из частей которого образует полуротонду, выступающую наружу.
В 1784 году в здании были начаты отделочные работы — положен пол, оштукатурены стены, выложены изразцовые печи, после отстранения В.И. Баженова все работы прекращены.
С начала XIX века здание активно использовалось как гостиницы и трактиры, до 1830-х годов, без должного ухода здание ветшает, башенка-бельведер обрушилась.
С 1872 года Третий Кавалерийский арендует и использует в виде дачи коллежский советник Иван Давидов, вместе со всеми оранжереями Царицыно. В это время здание было перестроено, лестницы заложены, главный вход перенесен, пристроена большая деревянная терраса, а в начале XX века появились и хозпостройки.
В послереволюционное время, с 1917 года, здание использовалось для размещения «Большевистского клуба политическо-спортивного союза молодежи», потом – Ленинского клуба имени Ф. Шкулева.
С середины 1920-х годов вместе со всем ансамблем дворцово-парковых сооружений корпус перешел в ведение Главнауки, в 1927 году в нем открыли Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. В 30-е годы XX века музей переименовали — в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. С 1937 по 1973 годы в нем располагался Дом культуры с кинотеатром, затем Управление капитального строительства Академии художеств СССР, а с 1984 года он перешел в ведение Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, вместе со всеми постройками Царицынского ансамбля, здесь разместились дирекция и фондохранилище.
Восстановительно-реставрационные работы корпуса были проведены с 1998 по 2003 годы, в нем размещается экспозиция музея — «Дачное Царицыно».
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Первое строение церкви на месте Храма датируется XVII веком, к началу XVIII она сильно обветшала. В 1722 году здесь был построен новый храм с каменным основанием и деревянным верхом, построил её владелец местного имения молдавский князь Дмитрий Кантемир. В период с 1759 по 1765 годы церковь вновь была перестроена, на её месте появился полностью каменный храм, был освящен 23 июня 1765 года.
В 1775 году имение «Черная Грязь», на территории которого находился храм, было выкуплено императрицей Екатериной II и переименовано в «Царицыно». Во время составления генерального плана по строительству загородной резиденции В.И. Баженов включает Храм в общий ансамбль.
Во время Отечественной войны 1812 года церковь сильно пострадала, неприятельские войска разрушили вход и внутри здания учинили погром.
К концу 1880-х храм и колокольня были перестроены по проекту архитектурно-технического бюро «П. Н. Лавин и К°»: увеличено помещение столовой, внутри украшен лепниной и росписями, укладывают новый пол с мраморной крошкой, колокольня стала четырехъярусной с 6-ю колоколами.
После революции 1917 года храм остался действующим не смотря на множественные препоны и противодействие, в 1920-30-е продолжаются службы и таинства, его посещают потомки старинных дворянских родов. В 1934 году с колокольни быдли сброшены колокола, а в 1938 году храм закрыли, часть икон забрали с собой прихожане и священнослужители, часть отправлена в музеи, большая часть утвари и икон были уничтожены.
С 40-х годов XX века в помещении Храма разместили трансформаторную подстанцию, в 70-х здесь функционировала типография, в 1975 году — цех по обработке и разделке дерева научно-реставрационных мастерских «Союзреставрации».
В 1990 году храм был передан православной общине, возобновились богослужения, внутри сохранились дореволюционные росписи и декор.
В 1775 году имение «Черная Грязь», на территории которого находился храм, было выкуплено императрицей Екатериной II и переименовано в «Царицыно». Во время составления генерального плана по строительству загородной резиденции В.И. Баженов включает Храм в общий ансамбль.
Во время Отечественной войны 1812 года церковь сильно пострадала, неприятельские войска разрушили вход и внутри здания учинили погром.
К концу 1880-х храм и колокольня были перестроены по проекту архитектурно-технического бюро «П. Н. Лавин и К°»: увеличено помещение столовой, внутри украшен лепниной и росписями, укладывают новый пол с мраморной крошкой, колокольня стала четырехъярусной с 6-ю колоколами.
После революции 1917 года храм остался действующим не смотря на множественные препоны и противодействие, в 1920-30-е продолжаются службы и таинства, его посещают потомки старинных дворянских родов. В 1934 году с колокольни быдли сброшены колокола, а в 1938 году храм закрыли, часть икон забрали с собой прихожане и священнослужители, часть отправлена в музеи, большая часть утвари и икон были уничтожены.
С 40-х годов XX века в помещении Храма разместили трансформаторную подстанцию, в 70-х здесь функционировала типография, в 1975 году — цех по обработке и разделке дерева научно-реставрационных мастерских «Союзреставрации».
В 1990 году храм был передан православной общине, возобновились богослужения, внутри сохранились дореволюционные росписи и декор.
Светодинамический музыкальный фонтан в Царицыне
Второе название — Поющий фонтан, был открыт в 2007 году к 860-летию г. Москвы. Состоит из более 800 струй, высотой до 15 метров, по вечерам его подсвечивают более 3000 подводных светильников, диаметр фонтана 52 метра.
Работает фонтан ежедневно с 9 утра до 23 часов вечера, сопровождается действо мелодиями классических произведений, подсветка включается с 9 часов вечера.
Работает фонтан ежедневно с 9 утра до 23 часов вечера, сопровождается действо мелодиями классических произведений, подсветка включается с 9 часов вечера.
Если Вам понравилась наша статья и Вы хотите поддержать проект Womlifeclub — это можно сделать с помощью формы, расположенной ниже.
Оказание информационных услуг в сети интернет (100 рублей) — Поддержать
Оказание информационных услуг в сети интернет (100 рублей) — Поддержать
Что еще посмотреть в Москве >>>