Наверное, для начала, надо просто понимать, что это за процесс — мышление. В своем большинстве мы ответим — способность думать, рассуждать.
(!) Коротенький ликбез. Мышление делится:
1) по форме: суждения, умозаключения;
2) по способам: индуктивное (от частного к общему), дедуктивное (от общего к частному, способ мышления Шерлока Холмса);
3) по видам мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (абстрактное).
И самое главное в этом процессе – это способы операций мыслительной деятельности, которые используют дети (затем взрослые), именно эта теоретическая часть отвечает за способности и глубину IQ: анализ, логика, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Каждый вид, способ, форма, операция мыслительной деятельности, развивается в определенный период взросления ребенка. Хорошая новость в том, что даже если вы где-то не успели, ребенку не помогли прокачать, он, будучи взрослым, сумеет это сделать самостоятельно. Но в тоже время, он ведь может долго не осознавать, почему что-то в учебной, а затем и профессиональной деятельности, не идет. Например, началась алгебра, геометрия, ну не понимает он этих хитросплетений, физика, черчение, те же проблемы. Кто-то с легкостью сдает экзамены в вуз, делает стремительную карьеру, открывает бизнес, а он буксует….