Почему важно развивать мышление у детей

Развивайте мышление у ваших детей. Ведь это не только хорошие отметки в школе. Это вообще их способность целесообразно мыслить, делать выводы, выбирать способ решения проблем. Это не только их способность ориентироваться в «пути», но и не позволять другим сбивать их ориентиры.

Затертая фраза, про время бешеной информационной загруженности, к сожалению, часто не нужным и не полезным хламом. Порой эта «загруженность» опасна и «подсаживает» не на то, что развивает и двигает в нужном направлении жизнедеятельную энергию. Кто из родителей целенаправленно занимался развитием мышления своих детей? Кстати, те, кто определил ребенка в шахматную школу, поступили мудро. Но, как правило, этим и ограничиваемся.
Наверное, для начала, надо просто понимать, что это за процесс — мышление. В своем большинстве мы ответим — способность думать, рассуждать.

(!) Коротенький ликбез. Мышление делится:
1) по форме: суждения, умозаключения;
2) по способам: индуктивное (от частного к общему), дедуктивное (от общего к частному, способ мышления Шерлока Холмса);
3) по видам мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (абстрактное).

И самое главное в этом процессе – это способы операций мыслительной деятельности, которые используют дети (затем взрослые), именно эта теоретическая часть отвечает за способности и глубину IQ: анализ, логика, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Каждый вид, способ, форма, операция мыслительной деятельности, развивается в определенный период взросления ребенка. Хорошая новость в том, что даже если вы где-то не успели, ребенку не помогли прокачать, он, будучи взрослым, сумеет это сделать самостоятельно. Но в тоже время, он ведь может долго не осознавать, почему что-то в учебной, а затем и профессиональной деятельности, не идет. Например, началась алгебра, геометрия, ну не понимает он этих хитросплетений, физика, черчение, те же проблемы. Кто-то с легкостью сдает экзамены в вуз, делает стремительную карьеру, открывает бизнес, а он буксует….
Несколько советов
1. Рекомендую обязательно проходить диагностику у школьного психолога, надеюсь, он у вас грамотный. Готовность к школе, переход из начального звена в среднее, из среднего в старшее, пройти тест на профориентацию (в частности сделать замер структуры интеллекта).
Польза: в 1905 году, министерство Франции дало запрос психологам разработать интеллектуальный тест, для того, чтобы отличить детей способных (потенциал) от ленивых, и клинически больных. С потенциалом надо работать, лень истребима)), в случае недоразвития функции, можно организовать психокоррекционную работу и помочь ребенку это преодолеть.

2. Обязательно узнайте информацию, когда (период развития ребенка) и какая функция является ведущей в процессе развития ребенка и играючи, прокачивайте его. Например, наглядно-образное мышление, мыслительная операция – обобщение. Идете на прогулку и играете: называете малышу набор слов – диван, кровать, стул, шкаф, этажерка. Просите назвать всё это, одним словом или фразой. В данном случае — мебель. Каждый раз ваши вопросы усложняются. Пускай ребенок вам тоже задает головоломки. Вроде бы игра, но играя, они обучаются. Есть масса игровых упражнений, которые вы можете проводить с ребенком самостоятельно, развивая и формируя его мыслительный процесс.

3. Развивайте все когнитивные функции: память, восприятие, воображение, речь — все эти процессы потом плотно переплетаются с интеллектуальными функциями в виде практического и вербального IQ, абстрактного мышления и т. д.

Жизнь и события в ней, всегда соразмерны нашему пониманию жизни и событий. И как следствие, выбор способов действия (ответных реакций, увлечения чем-либо, друзья-компании, книги и т. д.), это действенная проекция нас самих на окружающее и «обратно». Счастливых Вам отражений.


© Стелла Фролова, бизнес-тренер, коуч, психолог