Мотивация школьников к обучению

Практические советы детского психолога
Честно говоря, я задумалась над этим недавно. Слишком часто родители стали спрашивать «Как замотивировать школьника?».

Родители говорят, что современные дети ничего не хотят, никаких увлечений, никаких стремлений. Многовато обобщений, но что поделать. Я, как положено психологу, деток диагностирую и понимаю, что у всех этих детей есть и мечты, и стремления, и примеры для подражания. Проще говоря, хотелок полно, действий нет. Почему? Одна из причин обесценивание.
1. Оценивание ребенка по поступкам приводит к обесцениванию личности.

Если ребенок хорошо спит, хорошо ест, прибирает вещи (у вас будет свой список) — он хороший, соответственно если не делает, то ребенок плохой. По крайней мере, дети так слышат, и они рассказывают мне об этом на полном серьезе. Но я же точно знаю, что для любой мамы сам ребенок ценнее убранных игрушек или пятерки по математике. Этим занимаемся мы - родители, а так же воспитатели и учителя, сравнивая одного ребенка с другим, который лучше делает что-то. Мы сравниваем ребенка с собой (я в твоем возрасте), с братом или сестрой (вот, он младший, а аккуратнее тебя), ставим в пример знакомых.


2. Еще одна похожая проблема – обесценивание собственных результатов.
Наверняка многие из вас слышали: «мама, нарисуй мне кошку, а то я не умею». Самое смешное, что мама то тоже не умеет. А у школьников вообще засада начинается — «зачем участвовать в конкурсе, чтоб занять 20 место?», но ведь чтоб победить, нужно иметь опыт. Походил в секцию пару месяцев – бросил, потом в другую – бросил. Дети хотят быстрых результатов, а их не может быть.

Недавно девочка 10 лет со слезами на глазах: «Я уже 2 месяца в инстаграм, а у меня всего 19 подписчиков». Просто у одноклассницы больше 100, но сколько времени на это ушло и какие ресурсы были задействованы, не знает.

Выход из этих двух ситуаций простой — сравнивать ребенка с ним же, только чуть раньше. Для этого нужно фиксировать повседневные результаты. Не великие достижения и рекорды, а маленькие повседневные успехи, а иногда и неуспехи.
Как поднять самооценку ребенку

Как помочь ребенку стать уверенным в себе

1. Можно фиксировать прочитанные книги (сначала прочитанные строчки, потом страницы и т.д.).

2. Если ребенок занимается спортом, обязательно фиксируйте спортивные результаты, просто у себя табличку заведите и записывайте, какую дистанцию за сколько пробежал, проплыл и т.п.

3. Если ребенок занимается теннисом или гимнастикой, записать в табличку не получится. Снимайте на видео открытые уроки. Дети сами очень удивляются, когда видят старые записи, и собственные успехи вдохновляют.


Учебные результаты тоже можно фиксировать, не оценки, а фактические знания. Я, например, храню тетрадки по самому трудному предмету. Недавно вместе смотрели на старые двойки и смеялись. Дочь даже сказала, что зря тогда так расстраивалась, и что всему можно научиться. А еще, дети любят рассматривать себя на фотографиях. Но для этого надо часть фотографий напечатать и в альбом поместить. Чтобы основные позитивные эпизоды, например за 5 лет жизни, в один альбом уместились. Я фотографии даже подписываю. Фиксирование фактических результатов ведет к формированию объективной самооценки.
Автор статьи: ©Екатерина Ломакина (детский практикующий психолог)