1. Оценивание ребенка по поступкам приводит к обесцениванию личности.
Если ребенок хорошо спит, хорошо ест, прибирает вещи (у вас будет свой список) — он хороший, соответственно если не делает, то ребенок плохой. По крайней мере, дети так слышат, и они рассказывают мне об этом на полном серьезе. Но я же точно знаю, что для любой мамы сам ребенок ценнее убранных игрушек или пятерки по математике. Этим занимаемся мы - родители, а так же воспитатели и учителя, сравнивая одного ребенка с другим, который лучше делает что-то. Мы сравниваем ребенка с собой (я в твоем возрасте), с братом или сестрой (вот, он младший, а аккуратнее тебя), ставим в пример знакомых.
2. Еще одна похожая проблема – обесценивание собственных результатов.
Наверняка многие из вас слышали: «мама, нарисуй мне кошку, а то я не умею». Самое смешное, что мама то тоже не умеет. А у школьников вообще засада начинается — «зачем участвовать в конкурсе, чтоб занять 20 место?», но ведь чтоб победить, нужно иметь опыт. Походил в секцию пару месяцев – бросил, потом в другую – бросил. Дети хотят быстрых результатов, а их не может быть.
Недавно девочка 10 лет со слезами на глазах: «Я уже 2 месяца в инстаграм, а у меня всего 19 подписчиков». Просто у одноклассницы больше 100, но сколько времени на это ушло и какие ресурсы были задействованы, не знает.
Выход из этих двух ситуаций простой — сравнивать ребенка с ним же, только чуть раньше. Для этого нужно фиксировать повседневные результаты. Не великие достижения и рекорды, а маленькие повседневные успехи, а иногда и неуспехи.